Примерное время чтения: 3 минуты
192

Общество равных возможностей

Инклюзивное образование – не просто модный тренд, который активно реализуется в мире. Для многих детей с ограниченными возможностями это вопрос их полноценной жизни [газетная статья].

В свою очередь, системная поддержка лиц с инвалидностью характерна для прогрессивных и социально ответственных государств. Казахстан не так давно присоединился к международному движению по организации инклюзивного образования, но уже активно вводит этот вид обучения в детских садах, школах, колледжах и вузах страны.

По данным ВОЗ, 15% населения земли имеет инвалидность, 100 миллионов из них – дети. В Казахстане на данный момент проживает более 161 тыс. детей с особыми образовательными потребностями. Как отмечает президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, в стране количество таких детей растет, но при этом действующие нормы по функционированию специализированных организаций устарели.

Для решения насущных вопросов лидер государства подписал закон Республики Казахстан от 26 июня 2021 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам инклюзивного образования». Он обеспечит условия равного доступа к качественному образованию для детей с особыми потребностями.

Также действует государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан. Согласно ей к 2025 году 100% школ, детских садов и 70% колледжей и вузов должны создать условия для инклюзивного образования.

Инклюзия представляет собой процесс включения людей с физической и ментальной инвалидностью в полноценную общественную жизнь.

Принятый закон предусматривает ответственность со стороны руководителей школ, в которых не созданы условия для детей с особыми потребностями. Он также направленна совершенствование нормативной правовой базы инклюзивного и специального образования.

Для детей с особыми потребностями будут адаптироваться учебные программы, для них будут разрабатываться индивидуально-развивающие программы, вводиться психолого-педагогическое сопровождение.

Инклюзивное обучение решает проблему социализации детей с особыми потребностями. В отличие, к примеру, от надомного обучения, самого бесперспективного из-за своей закрытости, считают международные специалисты.

«Дети с особыми потребностями в инклюзивной среде активнее общаются со здоровыми сверстниками. У них появляются примеры поведения в разных ситуациях, что положительным образом сказывается на их развитии. Инклюзия помогает социуму принять людей с ограниченными возможностями и значительно повышает качество образования особенного ребенка», – поясняет психолог высшей квалификации школы-лицея «Туран» Наталья Кирюшкина.

Государством для внедрения инклюзивного образования сделано немало. Но недостаточно в масштабах всей страны, ощущается нехватка количества школ и детских садов. Пока закон лишь декларирует право родителей выбирать любой детский сад и школу для своего ребенка.

Это происходит и из-за отсутствия кадров, но вузы работают над подготовкой необходимых специалистов. Ведется работа по включению педагогов-ассистентов в штатное расписание дошкольных организаций.

«Размещение государственного образовательного заказа на специальную психолого-педагогическую поддержку детей с ограниченными возможностями началось с 1 сентября 2022 года. Как хорошо справился Казахстан с современным трендом, который постепенно меняет среду, педагогику, отношение к детям, рабочее и общественное пространство в Казахстане, можно будет оценить уже к концу учебного года», – уверена Наталья Леонидовна.

Ольга АРКАДЬЕВА

Оцените материал
Оставить комментарий (0)