Примерное время чтения: 8 минут

Испытание на прочность

Представляем вам, читатель, двух новых участников нашей рубрики. Оба живут в Алматы, но увидели друг друга и подружились во время недавнего путешествия на край света. Хотя слово «путешествие» для них не очень-то и подходит, поскольку романтика, которой они болеют с детства, для них сейчас на втором плане, а на первом – работа. И с каждым пройденным маршрутом они поднимаются, каждый в своей профессии, на новую высоту [газетная статья].

Первым слово предоставим крепко сбитому парню с обветренным и загорелым лицом – Санжару Кантарбаеву, биологу-охотоведу. Поскольку объектом его изучения являются косолапые, то про Санжара с полным  правом можно сказать:

МЕДВЕДЬ ЕМУ ТОВАРИЩ

– Я окончил биофак Казахского национального университета, сейчас работаю в Институте зоологии в лаборатории биоцинологии и охотоведения. В прошлом году от коллег узнал, что Русский дом в Астане при поддержке Русского географического общества реализует проект «Новое поколение». Суть его в том, что молодые люди из разных стран, представляя организаторам свои мотивации и проходя тем самым отбор, получают возможность побывать в разных городах и регионах России.

Когда я узнал, что победители поедут на Камчатку, тут же быстренько стал собирать нужные бумаги: резюме, публикации. Но главное, сказали мне, нужно составить хорошо аргументированное обоснование, то есть мотивационное письмо, почему хочу поехать именно туда. Не знаю, как у других, а у меня была мотивация не слабая: Камчатка – медвежий край, а моя научная специализация – именно медведи.

От Казахстана отобралось четверо. Две девушки – Айнаш из Атырау, Рысты из Уральска, и мы двое из Алматы – я и Темирлан Беркимбаев, с которым был заочно знаком. Наш маршрут – из Петропавловска-Камчатского до Налычевской долины. Это природный парк, который входит в основной туристический кластер «Вулканы Камчатки». 115 километров надо было пройти за 12 дней. С Темирланом, а мы с ним познакомились после отбора, еще дома изучили карту, увидели, что местность пересекалась гребнями вулканов, распадками, внимательно просмотрели реперные, то есть ключевые, точки предстоящего маршрута. И оба поняли: хоть будет и трудно, но Камчатка нам по плечу.

Еще до подлета к аэропорту Елизово в иллюминаторы мы увидели как будто бы другую планету, затерянный мир. Да, эту землю не зря называют краем земли. По прилете – размещение, знакомство, сборы. В нашей команде оказалось 20 человек – из Киргизии, Узбекистана, Таджикистана, Сербии и даже Египта. Почти сборная мира.

Когда мы познакомились поближе, у нас с Темирланом начали возникать сомнения: одолеем ли маршрут? Дело в том, что у многих из команды вообще не было никакого опыта прохождения маршрутов. Не только такого сложного, как предстоящий, но и более легких. Некоторые ребята, так те вообще на полном серьезе думали, что всех нас повезут по маршруту на джипах или забросят в конечную точку на вертолете. В итоге мы с Темирланом поняли, что будем опекать не только наших девушек, но и многих других.

Скоро надо было выдвигаться к Авачинскому перевалу, откуда, собственно, и начинался наш маршрут. Я еще раз созвонился с организаторами, чтобы уточнить какие-то детали, и в конце интуитивно спросил, есть ли у проводника нашей группы оружие или фальшфейеры на случай встречи с медведями. Ответ был отрицательным. Проблема была в том, что наш маршрут шел возле речек, впадающих в Халактырский залив. А на речках в это время года шел нерест лосося. Это самый горячий рыболовный сезон для медведей. Исключать с ними встречу было нельзя. Могло случиться всякое.

Короче говоря, мы с Темирланом предложили изменить маршрут. С нами согласились, сообща сделали необходимую корректировку. Вышло так, что солидная часть нашего нового маршрута оказалась дикой, то есть по ней еще никто не ходил. А что касается мишек, то мы с ними все же встретились. Как же на Камчатке без них?

С первого же дня на маршруте пошли приключения. Когда в первый вечер остановились перед ночлегом, оказалось, что никто в команде, кроме нас с Темирланом, не умеет ставить палатки. Помогли всем, кроме ребят из соседней с нами страны, – они взяли с собой тент палатки, а вот каркас взять посчитали излишним. Куда деваться, рассредоточились.

Дикая часть маршрута оказалась самой тяжелой. Надо было пересекать каменистые гребни вулканов, крутые подъемы и спуски. А тут еще пошли туманы, а потом дожди. Понятное дело, у ребят появилась психологическая и физическая усталость и даже уныние. Мы старались их подбадривать.

Описать радость команды, когда дошли до Налычевской долины, трудно. Расположились в домике на кордоне. Печка уютно потрескивает, тепло, сухо, а прямо у домика горячие источники – джакузи под открытым небом! Вокруг тебя красота, великолепие! Таким минутам цены нет. Время было и постираться, просушиться и даже покупаться в пруду неподалеку. На кордоне оказалась вышка, которой я с удовольствием пользовался, наблюдая за медведями.

Как-то слышу: шум, переполох. Оказалось, наши, подойдя к речке, увидели вблизи медведей. Все в шоке: что, мол, нам, Санжар, делать? Ничего делать не надо, говорю. Они рыбу по речке гоняют, а вы им в этом не мешайте, и все. Ну, и обошлось. Чуть больше трех дней там провели, и в обратный путь. Домой всегда легче идти, поэтому и настроение у всех было получше, чем вначале. Хотя без приключений тоже не обошлось. В намеченной точке нам сбросили с вертолета продукты. Открыли посылку, а там еды всего на пару дней. Или даже меньше. Но и крохи те кончились.

По карте нашли стационарный кемпинг в полутора километрах. Наша гид Наташа, она из местных, сходила и принесла нам два больших пакета еды. Для нашего серба Бобана, по его словам, она оказалась самой вкусной в мире. Вернулись домой, и – с корабля на бал. В Петропавловске-Камчатском открылся экологический форум, участие в котором принимал президент России Владимир Путин. Нас, участников проекта «Новое поколение», тоже пригласили поучаствовать. Были интересные доклады. В том числе и нашего гида о новом, диком маршруте по природному парку «Налычевская долина», который мы только что прошли.

Я решил, что на Камчатке обязательно побываю еще раз. Но сначала мне надо в следующем году защитить степень PhD. Тема моей диссертации: «Экология бурого медведя в Казахстане». Думаю, камчатские наблюдения найдут там свое место.

ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПАЗЛ

Разговор продолжил худощавый парень, у него была спокойная, рассудительная речь, но при этом и в его словах, и в нем самом чувствовалась внутренняя энергия. Как нетрудно догадаться, это друг Санжара Темирлан Беркимбаев. Он преподает на кафедре туризма в университете «Туран», в котором окончил магистратуру по этой специальности. Впрочем, пусть он само себе расскажет.

– Я не только преподаю, но еще и учусь – в КазНУ по программе PhD на факультете географии и природопользования. Тема диссертации – экотуризм, в частности, районирование, проектирование инфраструктуры: туристических баз, прокладка маршрутов и так далее.  Кстати говоря, тема диссертации и легла в основу моего мотивационного письма для отбора в проект «Новое поколение» Русского дома в Астане.

О самом походе Санжар рассказал. Я, как говорится, полностью присоединяюсь к его словам. Немного добавлю от себя. По всему камчатскому маршруту я делал у себя пометки. Например, в такой-то точке указываю широту и долготу, необходимо установить перила на крутом склоне или сделать мостик через глубокий овраг, или указатели на сложном участке. Учитывая, что большую часть пути мы шли диким маршрутом, то все мои рекомендации на 100 процентов пригодились. И прозвучали в докладе на том самом экологическом форуме, где присутствовал Владимир Путин.

В нынешнем году, с начала апреля по конец мая, у меня была еще одна поездка в Россию, на Алтай. Точнее, не поездка, а научно-исследовательская командировка, в которой я под началом зарубежного руководителя моей диссертации Александра Дунца из института географии Алтайского госуниверситета должен был освоить материал по выбранной тематике – изучить определенную местность, дать оценку территории с точки зрения организации экотуризма.

Местом нашей работы оказался Алтайский биосферный заповедник. Уникальнейшее по своей красоте место! Кстати говоря, этот заповедник является объектом всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Именно там у меня наконец-то сложился пазл экотуризма.

Объясню. На территории заповедника находится небольшое село Яйлю. Жителей около 200 человек. У всех огороды, живность разная. Взрослые работают гидами на территории, где находится их село. Понятно, что никто не знает эти места лучше, чем сами сельчане. Они показывают туристам не только красоты Горного Алтая, но и рассказывают историю алтайского народа, знакомят со своей культурой, бытом. А в кемпинги или турбазы они поставляют свежие продукты со своих хозяйств. Кроме этого, они с детьми следят за чистотой туристических троп.

Таким образом, идеальная структура экотуризма для меня теперь выглядит так: территория – местное население – природа. Все эти составные части одного целого, каждая из них зависит от другой, а вместе они скрепляют друг друга.

В этом году мне предстоит еще одна интересная поездка. В октябре полечу в Непал, к Эвересту. Моя цель – не вершина мира, а базовый лагерь у ее подножия. Этот лагерь международный, представляет собой довольно сложный и многофункциональный организм. Постараюсь изучить его работу как можно лучше. Если вашим читателям будет интересно об этом узнать, после возвращения из Непала поделюсь с ними своими впечатлениями