Примерное время чтения: 9 минут
471

Войска стратегического назначения

Где находится наш пропуск в будущее?

В 2024 году США, Великобритания, Германия, по данным международной организации World Population Review Education Rankings, определяющей рейтинг населения в области образования, составляют первую лидерскую тройку в мировом рейтинге по уровню и качеству в данной сфере. В них более половины взрослого населения имеет высшее образование, что связано с инвестициями в образовательные системы, доступом к современным учебным ресурсам. А также со значительной государственной поддержкой.

В этой табели о рангах Казахстан сегодня занял 62-е место из 93. С индексом страны 51 балл из 100 возможных. Ясно, что чем выше индекс страны, тем лучшей считается система образования и более высокими возможности студентов. За три с небольшим недели до начала нового учебного года самое время обсудить сложившуюся ситуацию. Особенно с таким собеседником, как Ренат Габдуллин, кандидатом экономических наук, профессором университета «Туран».

По ступенькам с фонариком

Нынче к нам пришло понимание, что начинать надо с детского сада, а то и раньше, с первых шагов ребёнка. Насколько такая установка вписывается в общее устройство нашей жизни?

Вначале это должны осознать родители, ведь даже игрушки – одни пустые, другие развивающие. Чем раньше в ребёнке зародится интерес к познанию, тем крепче удержится с взрослением, будет наслаиваться, как кольца у дерева. В современных условиях таких возможностей сколько угодно.

– Высокой правительственной инстанцией, отвечающей за детей, теперь является Минпрос. В чём разница, на ваш взгляд, между образованием и просвещением?

– С одной стороны, они взаимопроницаемы. С другой – образование всё же предполагает передачу обязательных и необходимых знаний обучаемым, общих либо профессиональных. В образовании главное – обязательность усвоения определённого уровня знаний, чтобы получить право заниматься выбранной деятельностью. Просвещение ближе детскому возрасту – через обретение навыков коммуникации и социализации, первоначальных, а затем всё более расширяющихся знаний об устройстве мира, истории человеческого общества. Даже в самом определении заложено слово «свет» – как фонарик, ведущий ребёнка по ступенькам взросления.

Правильным и абсолютно логичным было выделение из громоздкой структуры, где наука была падчерицей или нелюбимой дочкой Министерства науки и высшего образования, чем подчёркнут важнейший статус обоих направлений, во многом определяющий уровень развития страны.

Казахстан – полноценный участник глобального научно-образовательного пространства. Сегодня трудно переоценить влияние, которое образование оказывает на рынок труда, его пропорции, политику занятости. Ведь рынок является важнейшей частью экономической системы, именно его структура в большей степени определяет темпы экономического роста. Значение рынка велико ещё и потому, что он стал ключевым элементом социально-экономической политики государства в целом.

Чему научат слайды

Пока мы рынок наш больше критикуем, сваливая на него все трудности и огрехи.

– Истинные причины иного свойства, в стране происходят нелегкие процессы трансформационных преобразований в сфере науки и образования, которые призваны преодолеть комплекс системных и заскорузлых проблем. Среди них хроническая нехватка научных кадров на фоне их общего старения. Финансирование научных и исследовательских работ по остаточному принципу. Отъезд талантливых молодых специалистов за рубеж, именуемый утечкой мозгов. Среди множества накопившихся проблем критического характера одно из главных мест занимает качество подготовки кадров для реального сектора экономики, оставляющее желать лучшего.

– Согласитесь, мозги утекают не только за кордон. Немало остаётся в стране, но выбывшими из профессий, полученных в вузе. Взять, к примеру, врачей, которых выпускается изрядное количество, а дефицит целого ряда узких специалистов никак не перекроется.

– Здесь целый ряд причин, среди которых и конкурентная среда, сложившаяся за последние годы в отрасли. Хорошего специалиста с руками оторвут в частном медцентре. Середнячок устроится в районную поликлинику, где нагрузки велики, а зарплата оставляет желать… Не говоря уже о тех, кто получал дипломы врачей на «автопилоте», разочаровавшись в профессии к выпуску. Хотя думаю, что таких единицы. Почти десять лет осваивать медицинские науки изначально удел для избранных. Надо признать, что статус врача вместе с финансовой составляющей у нас ещё не на должном уровне.

Не рискуете назвать среди причин оттока из профессий людей с дипломами, и не только медицинскими, невысокий уровень преподавания?

Слайдовый тренинг не позволяет студенту активизировать все виды памяти – слуховую, зрительную, моторную.


– Отчего же! Тем более он, как говорится, лежит на поверхности. Справедливо будет остановиться на таком современном подходе в образовании, который я называю слайдовым методом обучения – когда лекционный и практический процессы заключаются в перелистывании и чередовании иллюстраций. Когда не учитывается тот факт, что подобный способ выхолащивает получение и восприятие информации, да и само знание как таковое. Слайдовый тренинг не позволяет студенту активизировать все виды памяти – слуховую, зрительную, моторную. Хотя, нужно признать, это частично облегчило и упростило, если, прошу прощения, не «деградировало» труд педагога. Он, будучи, по сути, для страны гвардейцем стратегического назначения, и так пока представляет собой не самую престижную и приемлемо оплачиваемую профессию. И это одна из проблем высшей школы.

Спешить, не торопясь

– Разве вузовских преподавателей обошёл стороной закон РК «О статусе педагога»?

– Он значительно улучшил жизнь школьным учителям, но не нашу. Никто не спорит, в государственных школах, я не говорю о частных, классы по 30-40 человек, нагрузки зашкаливают, не везде приемлемые бытовые условия. Но и мы не должны оставаться на обочине государственной заботы, являясь не только педагогами, но и, как правило, посвящая немалую часть своего времени науке. На мой взгляд, необходимо кардинально переосмыслить роль ученых, а также отношение общества к науке как к сфере деятельности. Научно-образовательная сфера не бизнес-проект для функционеров и госуправленцев. Нужно понимать, что стандартными методами достичь целевых показателей крайне сложно и даже вряд ли возможно. Стратегические задачи, которые ставятся перед наукой высшим руководством страны, решать краткосрочными мерами губительно для высшей школы. Нужно придать качественный импульс к интенсивному развитию науки и понимать, что ученый не ремесленник и результат его работы – штучный, уникальный продукт.

– Тут вам придётся пояснить, о чём речь.

– Время, отводимое на работу над исследовательскими программами, должно быть более долгосрочным. Если тема касается прикладной науки, то ещё возможно быстрее получить результат. К фундаментальным наукам это не относится, бывает, что и за пять лет учёный не управится. Есть исследования длиной в целую жизнь… У нас пока выделение государственных грантов грешит поверхностным отношением, не учитывающим специфику каждой отдельно взятой работы. Да и массу времени съедает бюрократическая часть: рассмотрение, согласование, подписание, отправка в казначейство за бюджетом, который нередко выделяется значительно урезанным. Как в известной восточной шутке, когда вместо верблюда получишь барашка.

Кардинальные перемены последних лет столь динамичны и многоплановы, что требуется научное осмысление новых подходов и возможных перспектив развития регионов Казахстана. Мировая экономическая система становится все более неустойчивой, поэтому интерес к пространственным закономерностям развития экономики Казахстана и к новым механизмам управления территорией научно оправдан. В связи с этим возникает необходимость корректировки основных положений и принципов развития экономики Казахстана с учетом новых глобальных вызовов и трендов инновационного развития, разработки эффективных механизмов, направленных на сглаживание социально-экономических диспропорций территорий страны. Формирование новых точек роста.

– Например?

– Вот вам из области сглаживания диспропорций между разными возможностями людей. Представьте себе, насколько оторванными друг от друга ещё до недавнего времени ощущали себя глухонемые люди. Для них общение по мобильным телефонам, обычное для нас, было невозможным. Но появились смартфоны с фронтальной камерой, и с помощью элементарного видеовызова на языке жестов они могут общаться между собой и по специальной государственной программе получать такие гаджеты бесплатно. Это лишь малый штрих в реализации технологической модернизации регионов Казахстана.

 Как эксперт, я уверен в том, что образование и рынок труда значительно видоизменятся. С появлением новых профессий будут возникать соответствующие критерии и компетенции к профессиональным и личностным качествам специалистов. В связи с этим нужно учитывать корреляцию между подготовленными высшей школой кадрами и потребностью реального сектора, потому что без воздействия на спрос и предложение в вопросах кадрового обеспечения невозможно эффективно управлять сложными процессами. А они в свою очередь оказывают прямое влияние на уровень доходов, занятость и безработицу, социальную обстановку в обществе и многое другое. Как ни избито звучит, но гармоничное развитие возможно только на основе триединства «образование – наука - производство». От этого никуда не уйти, но методы достижения вариативны.

Кстати

В числе важных и интересных разработок каталитические нейтрализаторы токсичных газовых выбросов промышленных предприятий и автотранспортных средств. Это детище АО «Институт топлива, катализа и электрохимии имени Сокольского». По его данным, запущен собственный цех по производству отечественных каталитических нейтрализаторов. Институт аккумуляторов при Назарбаев университете успешно реализовал проект водного литий-ионного аккумулятора. По результатам разработок ученые получили патент США. А в Институте металлургии и обогащения Satbayev University разработали экологически безопасную технологию получения марочного селена. Его отличает экологически безопасная технология очистки селена от примесей.

В то же время за последние 30 лет в Казахстане наблюдается сокращение численности ученых в два раза, с 40,8 тыс. человек в 1991 году до 22,6 тыс. человек в 2022 году. Причина  нестабильный и низкий уровень оплаты труда ученых. Вследствие этого охраняется тенденция низкой привлекательности сферы науки.

Inbusiness.kz

Светлана СИНИЦКАЯ

Подписывайтесь на наш Telegram канал. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых