Почему Марс красный, а у пауков голубая кровь.
«Ничто так не помогает справиться с меланхолией, как грамматика. Грамматика – лучшее средство от хандры». Интересно, много ли сегодняшних школьников согласятся с этой точкой зрения французского философа-эссеиста Эмиля Чорана? С другой стороны, чем ещё было заниматься в прошлом веке без интернета и соцсетей? Не говоря уже о времени, когда был издан первый, во всяком случае из известных науке, учебник – древнеегипетская книга «Кемит», написанная примерно в XX веке до н. э. Есть повод прочувствовать символическую перекличку столетий…
Сыр с дырками
Эта тема относится к одному из постоянных объектов внимания президента нашей страны. «По качеству учебников есть вопросы. На сегодня в школах используются учебники истории нашей страны и мира, где можно увидеть множество разночтений. Я сам читал некоторые учебники и удивляюсь их низкому качеству», – сказал Токаев на одном из расширенных заседаний правительства. Отметив, что исторические события и факты должны доводиться до учащихся без искажения и поручив «разработать и внедрить единые школьные учебники по истории Казахстана и всемирной истории».
Это было сказано ещё пять лет назад. Но отечественная история, по меткой формуле известного казахстанского историка Жаксылыка Сабитова, пока очень похожа на сыр с дырками. Хотя лакуны постепенно заполняются. Во многом опровергается описание исторических и мировых событий, изложенных в советские времена с идеологической точки зрения. Зачастую, сетует учёный, в школьных учебниках история присутствует в виде констатации фактов и образовательной функции не несёт. К тому же от неё веет такой скукой, что дальше заучивания при подготовке к экзаменам дело не идёт. А вскоре вообще из головы улетучивается. Глубокий исследователь эпох казахстанской степи, он уверен, что очень важно создавать для детей эмоциональное погружение в историю. Задача учебника, одного из инструментов педагога, – помочь ребёнку визуально представить, как происходили те или иные события. По мнению специалиста, необходимо создать национальный центр по истории, который сможет заняться систематизацией научных сведений. Что же касается школьных учебников по истории Казахстана, то там должен быть контент, доказанный научно и прошедший проверку временем. Надо отходить от основ устаревшего госстандарта из 90-х годов.
Ни на чём, пожалуй, так не ломаются копья, не вскипают противоположные точки зрения, как в полемике по поводу нашего среднего образования. Масла в огонь подливают бесконечные реформы, прежде во многом связанные с бесконечной заменой первых руководителей главного образовательного ведомства страны. Его раздел на две структуры давал некоторую надежду на благие перемены…
Долгожитель Лермонтов
Создать учебник – означает осмыслить прошлое, проанализировать настоящее и дать прогноз будущему. Ясно, что главное слово в области «учебниковедения» обязано оставаться за наукой, а сам процесс обязан быть многоступенчатым. С обсуждением, экспертизой, возможно, с пилотной апробацией. Этих моментов явно не хватило новому предмету для 5-11 классов «Глобальные компетенции». Никто не говорит, что учение должно непременно сочетаться с развлечением. Но согласитесь, что у пятиклассника, даже продвинутого, сведёт скулы от такого заумного названия. Создатели курса ставили перед собой задачу широкого профиля – поднять на новую высоту правовое, нравственное, эстетическое, экологическое воспитание обучающихся, чтобы в будущем они стали более успешными в жизни и в профессии. А как насчёт «более счастливыми»? Сей ракурс как-то потерялся в дебрях глобального замысла.
Ни на чём, пожалуй, так не ломаются копья, не вскипают противоположные точки зрения, как в полемике по поводу нашего среднего образования.
Зато в учебнике неожиданное осмысление приобрели культура взаимоотношений и гендерная ориентация. Причём в неожиданном аспекте – с информацией о смене пола и что у многих народов вступать в брак по любви считается неприличным. Когда непонимание родителей и учителей перешло в стадию возмущения, эти разделы убрали. Но, во-первых, не факт, что в неокрепших умах и душах детей будоражащие сведения не отложились. А во-вторых, кто вообще затеял столь сомнительную историю с рискованным доморощенным «глобализмом»? Хорошо бы допытаться! Похоже, не так уж не прав сенатор Алтынбек Нухулы, считающий, что загруженность предметами казахстанских школьников совершенно неоправданна. Полтора десятка предметов, а то и свыше, ничуть не свидетельствует о высоком качестве образования. Посетовав на зачастую неудобоваримый язык изложения учебных материалов, депутат призвал внести изменения в концепцию повышения качества среднего образования.
Сколько же у нас было этих концепций… А толку? Если из учебника по литературе семиклассник узнаёт, что поэт Лермонтов прожил на свете 127 лет. Что Расул Гамзатов и Джек Лондон относятся к классикам казахской литературы. Не повезло и лидеру освободительного движения Махамбету Утемисову, учебник истории за восьмой класс перепутал место его захоронения. Сейчас эти «косяки» под давлением родительской общественности исправлены. Но разве есть гарантии, что не появятся очередные? И что в действительности, а не только по министерскому обещанию, в Казахстане будут готовить авторов учебников и экспертов, а тестировать новые материалы и учебные программы не меньше года? Выходит, ещё пару лет назад не готовили и не тестировали? Зато по отчётам, как всегда, был полный ажур.
Всюду деньги, господа!
Нынче 100% казахстанских школьных учебников перевели в цифровой формат. Кто бы сомневался! Привычный всеобщий охват у нас в традиции. Надо полагать, что ни одна ошибка, описка, нелепость из-под бумажных обложек на цифру не перекочуют? Поскольку, по данным Минпроса РК, все пособия прошли государственную экспертизу и включены в список учебно-методических комплексов, а над цифровыми учебниками трудились 13 издательств страны.
В прошлом году году в Казахстане стартовал пилотный проект, позволяющий учителям самостоятельно выбирать учебники для работы с детьми и разработана специальная электронная платформа. Но к сожалению, проблема выбора продолжает оставаться актуальной. Например, на учебниках по английскому современность не отразилась. Как раньше, изучение языка построено на зубрёжке. Немалые претензии есть к пособиям по математике, где материал подаётся с излишними сложностями.
Опрос во время ковидной дистанционки показал, что чуть больше 5% занимаются по новым учебникам без проблем, 12% недостающую информацию часто приходится искать в дополнительных источниках. Основная же масса респондентов откровенно призналась в их бесполезности. Почти дословно повторив афоризм Джорджа Бернарда Шоу, нобелевского лауреата, британского писателя и драматурга, что «учебник можно определить как книгу, непригодную для чтения».
Президент Токаев поручил на законодательном уровне усилить ответственность разработчиков за низкое качество учебников. Возможно, мера возымеет действие, если её не спустят на тормозах исполнители.
В отказе от учебников в пользу цифровых учебных материалов, по мнению президента Казахской лиги экспертов образования Гульнары Абишевой, есть много рисков. Она учитывает потенциально высокие затраты на реализацию инициативы. Стоимость среднего по качеству планшета около 120-150 тысяч тенге. Следовательно, только на обеспечение ими учеников понадобится около 240 миллиардов тенге.
И новая напасть, откуда не ждали. Недавняя проверка Высшей государственной палаты показала, что пересмотр учебников за последние пять лет привёл к потере 16 млрд тенге. Аудиторы выявили, что за это время 12 раз менялись критерии их оценки. В целом же финансовые нарушения оцениваются в 1,1 млрд тенге, неэффективное планирование средств и ресурсов в 62,4 млрд тенге, неэффективное использование в 3,2 млрд тенге. Притом что, по заверению председателя ВАП Алихана Смаилова, финансирование нашего среднего образования в последние годы более чем в три раза увеличилось. Похоже, что кое у кого и планы на большие деньги оказались немалыми…
Кстати
В 2024 году США, Великобритания, Германия лидировали в мировых рейтингах по уровню и качеству образования, согласно данным World Population Review Education Rankings. В них около 60% взрослого населения имеют высшее образование, что значительно превышает средние показатели по другим странам. Инвестиции в образовательные системы, доступ к современным учебным ресурсам и государственная поддержка делают эти страны эталоном качества в сфере образования. Основными критериями для оценки уровня образования считаются: академическая успеваемость, репутация среди работодателей, научные исследования и достижения, соотношение преподавателей и обучающихся, международное сотрудничество, доля иностранных студентов и другие показатели.
США находится на первом месте в лучших рейтингах мира благодаря сильной научно-исследовательской базе, инновациям, современным лабораториям, кампусам и сильному преподавательскому составу. Более 4000 университетов США предлагают широкий спектр программ. Студенты могут выбирать направление и специализацию по мере обучения.
Светлана СИНИЦКАЯ