Примерное время чтения: 4 минуты
111

Куда гонит педагогическая телега?  

Каждый раз перед началом учебного года у нас, родителей, учителей, детей, появляется надежда, что теперь всё будет по-новому. Но жизнь показывает, что чистый тетрадный лист опять заполняется текстом с досадными ошибками. Это не значит, что надо поднять вверх руки и отступиться. Конкретный пример: в феврале прошлого года на сайте egov. kz появился нормативно-правовой акт, что для всех обучающихся открывается летняя школа с конца учебного года до 17 июня. С обязательным посещением и с целью подтянуть пробелы, образовавшиеся в период  дистанционки [газетная статья].

Эта новость стала для большей части общества шоком. Ясно же, как устали за год дети, не говоря уже про взрослых. А вам ещё навешивают полмесяца с лишним, от которых польза весьма сомнительна. Но благодаря усилиям широкой и неравнодушной общественности, в том числе и наших активистов, на сайте появился новый НПА, с добавлением фразы «по желанию родителей». Желающих нашлись считанные единицы, педагогические управленцы получили очередной урок, что не надо запрягать телегу впереди лошади.

Впрочем, за эти уроки они регулярно заслуживают не выше двойки. Так случилось и с продлением учебного года. Бывший министр бывшего МОНа, а ныне депутат мажилиса Асхат Аймагамбетов единолично посчитал, что в сравнении со школьниками других стран наши дети не добирают количества учебных дней. Сколько мы ни пробивались к нему на контакт с основательными доводами, противоречащими такому решению, так и остались неуслышанными. А жаль.

Возьмём Китай. Да, действительно, в стране великого восточного соседа дети находятся в стенах школы с утра до вечера. Но вовсе не только сидя за партами. После уроков у них начинаются музыкальные занятия, тренировки в бассейнах, спортивных секциях, в клубах по разнообразным интересам. Наши имеют такую возможность, только выйдя из стен школы, да ещё в основном на платной основе.

Дело же не в количестве учебных дней, а в качестве систем образования и логике их наполнения. Скажем, во Франции дети учатся на пятидневке. Там, где перешли на пятидневку у нас, детей загружают до девяти уроков в день. Это мыслимо? На что ещё будет способно чадо в два выходных дня? Разве что отоспаться, а потом снова взвалить на себя школьное ярмо.

Семья казахстанцев с двумя детьми уехала в Словению, где сына-второклассника без разговоров приняли в четвёртый класс, а пятиклассницу-дочь определили в шестой. Это повод для гордости? На мой взгляд, для переживаний о состоянии детской психики и прочих проблемах со здоровьем.

От министра просвещения, из уст вице-премьера сейчас звучит, что пока продление учебного года приостановлено, по крайней мере на пару лет. Потом по результатам заключения экспертов, с учётом общественного мнения, ну и так далее… Обычные чиновничьи уловки, хорошая мина при плохой игре, когда надо включить задний ход, а потом сделать по-своему. Мы проводили опросы в разных регионах страны, знаем точку зрения авторитетных экспертов, и кроме этого, наконец высказались учителя. Мнение в восьмидесяти с лишним процентах однозначное: с сокращением отдыха школьников экспериментировать в высшей степени не целесообразно и опасно.

У нас чехарда с законом «Об образовании» и подзаконными актами. Статья 31 поясняет, что на обучение в первый класс принимаются дети с шести лет, то есть это право ребёнка и его родителей, но никак не обязанность. Прежнее руководство МОНа в лице того же Асхата Аймагамбетова, убрав в приказе всего одну букву «с», сделало начало учёбы в столь нежном возрасте обязательным. У нас в пять лет ребенка уже выставляют из детского сада. Мы не первый год бьёмся, чтобы дети в шесть лет садились не в первый класс, где у них с третьей четверти начнутся мучения с СОРами и СОЧами, а имели возможность пойти в нулевой. Это подготовит их ко вхождению в напряженный алгоритм школьной жизни, а не бросит с головой, как в холодную воду.

С «нулёвками» большая напряженка, их открывают с неохотой и не в каждой школе. Учителей, при зарплате, резко отличающейся от оплаты педагогов начальной школы, набрать трудно. Разве с шестилетками легче работать? Ясно же, сложнее, совмещая игровые, привычные для них приёмы с определенным объёмом знаний и навыков.

У нас любят ссылаться на опыт других стран, толком его не изучив и не примерив к своим условиям. Если так, то давайте, например, разрешим семейное образование, как практикуется у них. Тогда я, мама своего ребёнка, буду решать, по каким учебникам ему заниматься, нужны ли восьмилетнему человечку знания о количестве костей в организме, азы химии и физики. Я точно перенесу эту важную информацию на более поздний возраст, когда он воспримет её адекватно и с пользой. Но пока будем отталкиваться от реальных вызовов сегодняшнего дня, стоящих перед образованием наших детей. Будем добиваться, чтобы синонимом «среднего» стало понятие качественного.

Уверена, что с экспериментами над детьми пора заканчивать, а вопрос о пересмотре продолжительности учебного года закрыть навсегда.

Ольга Юрковская, политолог, член общественного фонда «Благо – Дарю» Караганда

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых