Примерное время чтения: 7 минут
28

Поэт, мыслитель, борец  

В этот день, 11 марта 1945 года, газета «Казахстанская правда» публикует статью о легенде казахского народа Абае Кунанбаеве. В институте языка, литературы и истории Казахского филиала Академии наук СССР (КазФАН) прошла сессия, посвящённая 100-летнему юбилею великого Абая. Творческая интеллигенция Казахстана - поэты, писатели, историки, художники - все выказали свое желание увековечить имя основоположника казахской литературы, поэта и просветителя.

Старая песня Абая, «потомкам завещанный стих» в наши дни приобрела вторую молодость, ещё сильней зазвучала в народе, вышла за пределы Казахстана и завоевала свое место в советской культуре. Воссоздается и облик самого, поэта-мыслителя. Столетний юбилей основоположника казахской литературы, который будет отмечен в нынешнем году, поможет ближе увидеть и познать Абая во всей его неповторимости. Мартовская сессия института языка, литературы и истории КазФАНа явилась одним из важных этапов абаеведения. Она подвела некоторые итоги изучения жизни и творчества поэта.

Сессию открыл краткой речью о значении Абая в современности заместитель, председателя Президиума КазФАНа доктор технических наук М.И.Горяев.

Об Абае-классике казахской литературы сделал доклад доктор филологических наук Н.Т.Сауранбаев.

— Народ издавна считает мастерами поэзии Бухара, Мурата, Шортамбал, Суюнбая, но ни один из этих певцов не поднимался до идейного и философского, уровня Абая. Глубоко изучив народное искусство и отобрав из него наиболее ценное, Абай создает новую казахскую поэзию.

Докладчик анализирует творческую биографию поэта, показывает, как он сочетал знание русской классической литературы с поэтической культурой Востока. Абай усваивал передовые общечеловеческие идеалы, утверждаемые русской литературой, одновременно следуя лучшим традициям Фердоуси и Низами. Обращаясь к живому народному языку и книге, Абай нормализовал казахский литературный язык и явился непревзойденным новатором в области поэтических форм. Он, корнями вросший в степной аул, сблизил литературу с жизнью, утверждая тем самым реализм в своем творчестве. Борец против социальной несправедливости, Абай освещал, казахскому народу путь в будущее.

— Казахский народ, возрождённый Великой Октябрьской социалистической революцией, бережёт творчество Абая, как драгоценнейшее наследие основоположника и классика казахской литературы.

Абаю и русским классикам был посвящён доклад одного из лучших знатоков поэта проф. М.Ауэзова, зачитанный на сессии Е.Исмаиловым. Подробно тему «Абай и басни Крылова» разработал кандидат филологических наук М.Сильченко.

Старший научный сотрудник, института А.С.Мамедова доложила о своих исследованиях творческих связей поэта с классиками Востока.

Как бытует в народе песня Абая, рассказала кандидат филологических наук П.Смирнова, проведшая увлекательную и кропотливую работу по собиранию и изучению его песенного наследия.

Поэтическому мастерству Абая и исследованию его языка были посвящены доклады кандидатов филологических наук Е.Исмаилова и Х.Жумалиева.

Обзорный доклад «Абай и современность» прочитал кандидат филологических наук М.Ритман-Фетисов, остановившейся на патриотических взглядах поэта, сделавших книги Абая любимыми произведениями казахов-фронтовиков.

Итоги сессии явились не только крупным вкладом в дело абаеведения, не только продемонстрировали плодотворность содружества казахских и русских учёных. Заседания сессии были дополнены, оживлены и, в известной мере, орнаментированы выступлениями работников искусств.

С увлечением всеми был прослушан острый, поэтически изложенный, доклад заслуженного деятеля искусств СССР Г.Рошаля «Образ Абая в кино-фильме «Абай». Могут быть оспариваемы некоторые положения доклада о методах построения исторического образа в кино. Но совершенно бесспорна талантливость творческого замысла Г.Рошаля создать «многозначительную, простую и мудрую» фигуру Абая. Это должен быть не только исторический фильм о поэте и мыслителе, но и современный фильм о дружбе народов. Он будет проникнут темой песен Абая. Что касается воссоздания на экране пейзажа и быта, то авторы фильма рассчитывают их решить не в духе этнографии путеводителя, а в соответствии с требованиями художественной правды.

Народный артист, Казахской ССР Калибек Куанышпаев рассказал о своей работе над образом Абая — и в театре и в кино.

Народный художник КазССР А.Кастеев показал серию многочисленных карандашных эскизов – результат длительного изучения всех известных портретов поэта. Вот совсем юный мальчик, вот подросток — ученик медресе, вот молодой Абай, в котором уже узнаются черты будущего поэта.

…Так в кино, театре, под кистью художника, в мелодии композитора, в романах и стихах снова оживает величавый образ певца, мыслителя и борца за счастливое будущее казахского народа— Абая Кунанбаева.

(«Казахстанская правда», 11 марта 1945 г., воскресенье)

От ред. KeyNews: Возможно, кто-то из вас впервые прочитает о боевых и трудовых подвигах своих родственников и знакомых, узнает на пожелтевших фотографиях из далёкого 1945-го членов своей семьи. В этом случае напишите нам (редакционная почта - pcrk2006@gmail.com), мы обязательно опубликуем ваш рассказ о том, как сложилась судьба ваших близких.

Совместный проект телеграм-канала Key News и редакции газеты «Аргументы и Факты-Казахстан».

Подписывайтесь на наш Дзен и Telegram канал.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)