Как Владимир Высоцкий шлифовал в Казахстане гастрольную практику
МАЛО КОМУ ИЗВЕСТНО, ЧТО ПИК КОНЦЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗНАМЕНИТОГО, НО НА ТОТ МОМЕНТ СЛАБО УЗНАВАЕМОГО В ЛИЦО БАРДА ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО В КАЗАХСТАНЕ ПРИХОДИЛСЯ НА 1970 ГОД. СНАЧАЛА В АВГУСТЕ, А ЗАТЕМ В ОКТЯБРЕ ОН ПОБЫВАЛ С КОНЦЕРТАМИ В НАШЕЙ РЕСПУБЛИКЕ. ЛЕТОМ ВЫСОЦКИЙ ВЫСТУПАЛ В ЧИМКЕНТЕ, КЕНТАУ, БЕЛЫХ ВОДАХ. ОСЕНЬЮ – В УСТЬ-КАМЕНОГОРСКЕ, ЛЕНИНОГОРСКЕ И ЗЫРЯНОВСКЕ. [газетная статья]
Как правило, он давал по 5-6 концертов в день. «Высоцкий и Чимкент» – тема отдельного материала, а сейчас хочется пролить свет на его поездки по Восточному Казахстану. Чтобы понять условия работы популярных актеров театра и кино в те годы, обратимся к широко известному, отчасти биографичному фильму «Спасибо, что живой». Там на примере узбекских гастролей певца показывается вся «эстрадная кухня» тех лет. У любого советского артиста стояла задача – скрыть свои «левые» заработки.
У маститых мэтров эстрады были весьма серьезные расценки. В том числе и у Высоцкого. Не раз приходилось слышать в телевизионных воспоминаниях организаторов гастролей Владимира Семеновича: «К концу 70-х он стал самым высокооплачиваемым (читай: востребованным) артистом Советского Союза». В 1979 году, о котором идет речь в фильме, организация таких гастролей, с точки зрения отработанной системы, уже была безукоризненной.
ВО ГЛУБИНЕ АЛТАЙСКИХ РУД
В августе 1970 года столичная звезда отправился с «чесом» в Южный Казахстан и отработал довольно плотный график концертов. Спустя непродолжительное время популярный бард «засветился» уже в восточной части нашей республики. В октябре в Владимир Высоцкий прилетел в Усть-Каменогорск.
Разбирая фонограммы, наткнулся на интересные отрывки. «Дорогие устькаменогорцы! Перед отъездом мне и моему напарнику говорили: «Неужели вы поедете в такую дыру?». Я могу сказать только одно: «Какая же это дыра? Дырой может оказаться самый большой город, если ты там никому не нужен. Даже Токио! А у вас по приему не дыра, а просто столица!». В ответ – тишина. «Ну, не хотите хлопать, не хлопайте», – отвечал в зал смущенный автор. Думаю, в то время советский, а тем более провинциальный зритель был не избалован выступлениями в формате свободного общения с залом, иногда не понимая как сами реплики, так и то, как на них реагировать.
Выступал Владимир Семенович в ВКО довольно скромно: без рекламы и вставных номеров, в пединституте и в ДК «Металлургов», одном из красивейших архитектурных зданий города, который и в наши дни по праву носит статус охраняемого памятника республиканского значения.
«НЕ РАДИОХУЛИГАНЬТЕ!»
О том, что гастроли в Восточный Казахстан отложились в памяти у поэта-певца, говорит еще один отрывок фонограммы концертного выступления. Запомнились они и потому, что именно в столице казахстанской металлургии поэт впервые столкнулся с неожиданным проявлением своей неформальной популярности.
«Однажды был в Усть-Каменогорске местные власти попросили меня, чтобы я помог бороться с радиохулиганами. Я спросил, как это сделать. Что, выйти в зрительный зал и сказать: «Дорогие товарищи радиохулиганы! Пожалуйста, не радиохулиганьте!» – рассказывал Высоцкий.
Поясню, бобинные магнитофоны в стране были в те годы большой редкостью. Кассетных не было и подавно. А вот радиорубки при тех же домах культуры – обязательный государственный стандарт. Поэтому киномеханики и другие ответственные за аппаратуру товарищи приносили приобретенные с рук бобины, ставили их и транслировали содержимое всем окрестным слушателям и пешеходам. Самое интересное, что делалось это без какого-то злого умысла. Авторских песен там было немного, да и те порой ужасного качества. По воспоминаниям Владимира Высоцкого диалог происходил примерно в следующем ключе:
– Они засоряют эфир вашими песнями!
– Если вы считаете, что моими песнями засоряют, то я сейчас обижусь и уеду. А потом, почему вы думаете, что именно моими песнями?!
Когда начали разбираться с изъятыми бобинами, оказалось, что песен Высоцкого было не более трети. На волне популярности барыги «толкали» домашние «самоделки», в которых многочисленные умельцы «лабали под Высоцкого». Делались такие песни нарочито хриплым, простуженно-прокуренным голосом, с пошлой жизненной прозой и обязательными вставками из жаргонной и нецензурной брани.
ГАЗЕТЫ КАК ЛЕТОПИСЦЫ
Далее, Владимир Семенович отправляется в города Зырьяновск и Лениногорск. В газете «Заря Востока» вышла небольшая статья. С высоты прожитых лет, удивляет, как на четырех небольших колонках корреспондент В. Крылов попытался открыть читателям все творческие ипостаси столичного артиста, популярность которого только набирала обороты. Речь шла об интервью после очередного концерта-встрече в ДК «Горняк».
Владимир Семенович рассказывал о десятилетнем опыте работы в кино, хотя по большому счету гордиться достижениями в кинематографии в то время было особо нечем. Рассказывает, что в спектакле «Десять дней, которые потрясли мир», ему приходилось перевоплощаться по четыре раза в абсолютно разнохарактерные роли: от Чаплина до Гитлера.
Интересная ремарка: «Писать я начал, еще будучи студентом строительного института, тогда пел для сокурсников, затем пел друзьям по школе-студии при МХАТе». Дело в том, что студентом молодой Володя пробыл только первый семестр, пару месяцев, и поняв, что «это не его», вылил на неудавшийся экзаменационный чертеж остатки чернил и/или кофе. Больше о своей несостоявшейся инженерной стезе в публичных выступлениях актер никогда не упоминал. Зато о той встрече вспоминает третий участник интервью фотокорреспондент В. Корж: «Мне он показался очень усталым. Но от усталости вовсе не раздраженным, а каким-то незащищенным, ранимым».
Существует и другая газетная статья, опубликованная в «Лениногорской Правде» от 17 ноября 1970 года. Один вопрос особенно интересен, а по тем временам даже провокационен:
– Приходилось ли вам бывать за границей?
– Многие рвутся. Конечно, можно съездить, посмотреть, интересно. Я туда не рвусь. Изъездил всю страну и скажу, что только у нас можно встретить истинное гостеприимство, – ответил Высоцкий.
Здесь стоит объяснить, что имя барда с 1968 года находилось под негласным запретом . В ближайшие десять лет ему еще только предстояло объехать самую большую в мире страну. А такой большой героизм маленьких редакций был рассчитан только на то, что авось пронесет и не заметят.
ЛИЦОМ К ЛИЦУ
На гастролях по Южному и Восточному Казахстану Владимир Высоцкий формально выступал как штатный артист Чимкентской областной филармонии с оплатой согласно тарифной ставке сольного концерта: 34 руб. 50 коп. за концерт. Итого набиралось около 1000-1200 руб. за «творческую командировку». Примерно столько зарабатывал средний советский гражданин в год.
Помимо своей невероятной популярности Владимир Семенович был просто удобен для организаторов. Ему не надо было шикарных номеров, свиты, особых гостиничных условий. Сломалась аппаратура, как в Зыряновске, – не беда. Сказал: «Садитесь поближе», подвинул стул к краю сцены и без микрофона с гитарой отработал концерты. Нет афиш – тоже хорошо, не стоит лишний раз светиться. Но «где надо» все равно о незаявленных концертах быстро узнавали.
Директор областной филармонии Чимкента Зоя Шинжирбаева послужила главным инициатором появления всесоюзно любимого певца и актера в столь неожиданном месте. Именно ее коммерческая жилка и формальное оформление актера под «крышу» возглавляемой ей филармонии стало последующим поводом для расследования ОБХСС. Стоит отметить, что работали по такой схеме все советские актеры, но их не трогали. Они работали официально, а корешки билетов сжигались в ведре иногда прямо в кассе.
Дебютировал Высоцкий на обычных шабашках в 1964 году как работник калмыцкой филармонии. Позже в поездках по всему Казахстану уже выступал с новой командой. Схему отшлифовал именно у нас в республике, на гастролях 1970 года. Впоследствии Владимир Семенович в компании своих импресарио в публичных концертах не отступал от нее никогда.
Спустя много лет во время основных своих выступлений Высоцкий числился внештатным сотрудником чечено-ингушской филармонии. Однако именно казахстанский тур 1970 года, прошедший без сучка и задоринки, впоследствии признают классикой. А 23 января 2018 года в Кентау в память о двух концертах, которые он дал в городе, почитателями его таланта была открыта мемориальная доска.
КСТАТИ
НЕПОВТОРИМЫЙ ФОРМАТ ГАСТРОЛЕЙ
Особенностью пребывания Владимира Высоцкого в Казахстане стала четкая, выдержанная профильная составляющая каждого визита, которая потом ни разу не повторялась. Судите сами:
- 1958 год – гастроли по целине (в основном Павлодарская обл.) в составе полевой агитбригады. Интермедии, отрывки из пьес и чистый экспромт. Первая собственная песня будет написана только через три года.
- 1963 год – Алма-Ата, визит в составе съемочной группы. Ни одного факта выступления или написания песен при огромном количестве свободного времени.
- 1964 год – Западный, Центральный, Южный Казахстан. Так называемые актерские «шабашки». Читали вдвоем с товарищем стихи, прозу, вспоминали о своих съемках в немногочисленных кинолентах. Ни гитары, ни песен.
- 1970 год – Восточный и Южный Казахстан. Профессиональный тур в качестве исполнителя авторских песен в компании только со своей «семиструнной подругой».
- 1973 год – Алма-Ата. Гастроли-выступления в составе актерской труппы Московского театра драмы и комедии на Таганке. Задействован в четырех спектаклях. Гитарные номера эпизодичного, вставного характера.
Сергей КУТУЗОВ