Примерное время чтения: 7 минут
45

Занавес поднимается

Не дожидаясь рождения новых документов, расширяющих и углубляющих взаимное сотрудничество, в культурной среде Казахстана и России энтузиасты дарят людям новые праздники искусства. Одним из них стал международный фестиваль «Театральная Евразия».

Молодежь, на штурм!

14 октября в Астане на саммите лидеры СНГ единогласно поддержали инициативу президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева создать международную организацию для поддержки и продвижения русского языка. Как подчеркнул его российский коллега, языка не только межнационального, но и межгосударственного общения. Был утвержден проект концепции ее деятельности и главная задача — сохранение и укрепление культурно-гуманитарного сотрудничества на основе гармонии русского языка и языков государств Содружества.

Новая организация еще только проходит стадию юридического оформления, а в Астане уже стартовал международный фестиваль «Театральная Евразия». Однако здесь необходимо признать, что задачи, прописанные в концепции будущего совместного органа СНГ, решались в Казахстане и раньше, и не только в столице, но и в других населенных пунктах.

Вернемся к упомянутому выше фестивалю. Он включал в себя не только театральную, но и другую составную часть — проведение V Молодежного форума российских соотечественников Республики Казахстан. Все это масштабное мероприятие организовал Русский дом в Астане при поддержке структур содействия ООН, Ассамблеи народов Евразии, Евразийского культурного центра и фонда «Культурные сезоны».

Модератор этого форума — заместитель председателя Ассамблеи Эльмира Муратбековна Щербакова — организовала и провела с молодыми людьми, приехавшими из разных регионов страны, форсайт-сессию «Волонтерство и устойчивое развитие».

Больше полусотни ребят разделились на три команды, каждой из которых было дано свое задание: предложить и защитить проекты на следующие темы: культурное, корпоративное и региональное волонтерство. Все три команды сообща проанализировали каждый представленный проект с точки зрения его реализации под эгидой ООН.

Фото: открытый источник

Ребята были под большим впечатлением от только что прошедшего мозгового штурма. И вот что они сказали.

«Когда идея, приносящая пользу, отзывается в сердцах, головах и руках целой команды, то и реализовать ее гораздо легче. Вместе мы — сила!» — Виктория Чернова.

«Такие интерактивы показывают, как можно применить знания на практике. Это позволяет выявить сильные и слабые стороны проектов», — Лилия Кужаева.

«Можно сказать, что открылись «дверцы» во что-то новое. Такие форумы для молодежи проводятся не зря», — Татьяна Капуова.

«Этот формат позволяет не только впитывать знания легко и надолго, но и узнать, познакомиться, подружиться с коллегами из разных регионов. Для меня эти два дня работы пролетели на одном дыхании», — Вероника Антипова.

По словам самой Эльмиры Щербаковой, ребята таким образом не только узнают программы ООН для достижения целей устойчивого развития. У них будет уникальный шанс вынести на суд международных экспертов свои проекты защиты окружающей среды, развития инноваций, сохранения культуры и национальных традиций.

Эльмира Муратбековна уверена, что после внимательного изучения и экспертной оценки многие идеи молодых казахстанцев получат необходимую поддержку ООН.

Не спрашивай Джульетту о любви

Заглавная же часть фестиваля «Театральная Евразия» началась в Кокшетау и продолжилась в столице. В здании Русского дома в Астане состоялась встреча труппы местного драматического театра имени Максима Горького и студентов творческих вузов с одними из ведущих актеров московского театра «Школа современной пьесы» Александром Галибиным (старшее поколение зрителей помнит его по фильму «Трактир на Пятницкой», где он сыграл Пашку-Америку. Эта картина вышла в 1978 году и за полгода ее посмотрели больше 54 миллионов человек. — Авт.) и Вадимом Колгановым.

Началась встреча с перфомансов начинающих актеров. Держались ребята уверенно, однако все же было немного заметно их внутреннее волнение: как-никак они держали экзамен перед известными мастерами.

Затем последовали вопросы о методиках обучения в театральных вузах, новых постановках. Предваряя дальнейший ход общения, народный артист России, профессор ГИТИСа Александр Галибин заметил:

— Мне очень дороги подобные встречи, они всегда начинаются как мастер-классы, но завершаются откровенными беседами, где все участники делятся своими переживаниями и мыслями, которые родились от соприкосновения с искусством.

Фото: из газетных материалов

Откровенен был и сам Галибин. Когда его кто-то спросил, чем отличаются нынешние абитуриенты театральных институтов от поколения 70-80-х, Александр Владимирович, немного помолчав, ответил:

— Извините за резкость, — безграмотностью, неподготовленностью к профессии. Вот что можно сказать о человеке, который не знает, кто написал «Евгения Онегина»? А что тогда спрашивать его о зарубежных классиках: Фолкнере, Голсуорси, Маркесе? Всегда говорю студентам, что без знания литературы настоящими актерами не стать. Вот выйдете вы на сцену, вы должны себя излучать. А что вы из себя извлечете, если там ничего нет?

Постепенно завязался по-настоящему откровенный разговор. И говорили не только гости. О своих взглядах на новые театральные течения, необходимости поддержки театров, привлечения новых технологий в обучение молодежи — обо всем наболевшем говорили и казахстанские служители Мельпомены.

Завершился этот день в столичном театре «Жастар» пьесой Александра Углова «Лондонский треугольник». Из истории, конечно, многие знают про «разбуженного декабристами» Александра Герцена, его близкого друга и соратника Николая Огарева. Но вот о супруге последнего — Натали Тучковой, любовных отношениях этих трех человек, оказавшихся в изгнании, знают, наверное, поменьше.

Рассказывать о спектакле — неблагодарное, даже нелепое дело. Спектакль надо смотреть. Может быть, я нашел не совсем удачное сравнение, за что заранее извиняюсь, но в этом «Лондонском треугольнике», где играют Галибин (Огарев), Колганов (Герцен) и Джульетта Геринг (Тучкова), можно было пропасть, как в Бермудском. Пропасть в буре страстей, переживаний, метаний, отчаяния. Потому что просто нельзя было не погрузиться до конца в глубину души каждого из трех героев, глубину любви, обернувшейся трагедией.

Это был тот самый случай, когда не замечаешь игру артистов. Перед тобой — жизнь. И ты, глядя на нее, понимаешь, что в палитре души любого человека цвета любви, измены, верности, раскаяния — самые яркие цвета! Полутона и переходы их никак не затеняют. Наоборот, делают все движения души намного ярче.

Когда артисты вышли на поклон, из первых рядов партера можно было заметить слезы в глазах Джульетты-Натали. Она, наверное, еще не вышла из образа. Или же увидела, с какими лицами ей протягивают букеты цветов зрители? Кто знает? Хотя об этом, конечно, знает она сама. Но Джульетту о любви не спрашивают...

Владимир КАДЬЯК

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых