В кинозале Музея Победы на Поклонной горе прошел закрытый показ документального фильма «Батыры Великой Отечественной: Рахимжан Кошкарбаев, Григорий Булатов», снятого по заказу Министерства культуры и спорта Республики Казахстан при содействии Государственного центра поддержки национального кинорежиссером Константином Харалампидисом по сценарию журналиста агентства АПН Константина Маскаева.
Фильм рассказывает о знаменосцах Победы, казахстанце лейтенанте Рахимжане Кошкарбаеве и уральском мальчишке, рядовом Григории Булатове – участниках штурма рейхстага, которые вечером 30 апреля 1945 года под ожесточенным огнем противника пробрались к фашистской цитадели и установили на стене штурмовой красный флаг.
Установлено, что их небольшой самодельный красный флаг был на рейхстаге – первым. За мужество, проявленное в боях лейтенанта Кошкарбаева и красноармейца Булатова представили к званию Героев Советского Союза. Но позже официальная и широко известная версия водружения Знамени Победы на куполе рейхстага разведчиками Егоровым и Кантирией заслонила подвиг наших героев. Их заслуги отметили орденами Боевого Красного знамени.
В настоящее время на официальной станице МИД России имеется запись о том, что первый Красный флаг на фасаде рейхстага в ходе штурма 30 апреля 1945 года установили бойцы 674-го стрелкового полка 150-й стрелковой дивизии лейтенант Кошкарбаев и рядовой Булатов. А в экспозиции «Подвиг народа» в Музее Победы в сцене взятия рейхстага появились фигуры Кошкарбаева и Булатова.
Нельзя также не сказать, что тема участия казахстанцев в Великой Отечественной войне занимает в экспозиции музея особое место. Здесь повествуют о подвиге панфиловской дивизии, бойцы которой оказали серьезное сопротивление многократно превосходящим силам противника при обороне Москвы.
Рассказывают о стратегическом таланте комбата Бауыржана Момышулы и подвигах Алии и Маншук. Большой раздел посвящен эвакуации в Казахстан заводов, институтов, организаций и налаживанию в тылу производства оружия и боеприпасов, обмундирования и снаряжения для бойцов Красной Армии.
Девять пуль из десяти были отлиты из добываемого на территории Казахстана свинца. В Казахстане не было ни одного крупного города, где бы не разместили госпитали для раненных.
Посетители узнают, что в годы войны врачам удалось добиться самого высокого в мире процента восстановления здоровья раненных бойцов. По словам академика Торегельды Шарманова советские военные врачи вернули в строй до 75 процентов раненых солдат. Это абсолютное и непревзойденное достижение.
Самая знаменитая кинофабрика военного времени – объединенная киностудия Мосфильма и Ленфильма разместилась в Алма-Ате, где снимали боевые киносборники и патриотические фильмы, вдохновляющие бойцов и тружеников тыла на ратные и трудовые подвиги ради Победы.
В фильме «Батыры Великой Отечественной…» приняли участие народный артист СССР Василий Лановой, народный артист России Александр Михайлов, потомки героя-казахстанца, дочь Алия Кошкарбаева и внук Даурен. Своими воспоминаниями о Рахимжане Кошкарбаеве поделился основатель Tengrinews.kz и глава холдинга Alash Media Group Батыр Казыбаев.
На показе присутствовали режиссер и автор сценария, а также участники проекта Сункар Карабалин, Нуркен Галиакпаров, композитор Алексей Стеценко, участники съемочной группы. Московскую премьеру фильма тепло встретила публика: выходцы и гости из Алматы и Казахстана, представители посольства и общественных организаций Казахстана в России, а также деятели кинематографа. Мы собрали для вас их отзывы и впечатления, которыми они поделились после просмотра.
Специалист по культурно-просветительской деятельности «Московского дома национальностей» Гульнара Исакова:
- Тема войны в кино – это дань нашим славным предкам за наше безоблачное счастливое детство. А тут, в этом фильме идет речь и о нашем соотечественнике Рахимжане Кошкарбаеве, и о последнем штурме фашистского логова, и о победной точке в этой страшной войне. Конечно, сегодня гораздо больше возможности снимать документальное кино. Есть доступ к архивным документам, кинохронике. Но лично мне показалось правильным, что авторы картины показали героя в первую очередь как человека, который прожил достойную жизнь, был безусловно любим, сам любил людей и свой город Алма-Ату, и свою работу, умел дружить. И своим примером, любовью к жизни воспитывал целую плеяду достойных людей и оставил о себе очень хорошие воспоминания, которые бережно хранят. Алма-Ата в фильме полказана так, что даже тот, кто никогда там не был, воспринимает эту замечательную атмосферу добра, дружбы, творчества, счастья. И это всё как бы показывает: вот за это будущее и проливали кровь наши деды и отцы, вот тот хрупкий мир, который намеревались растоптать фашистские полчища. Большой ошибкой считаю, что при изучении истории в школе теме Великой Отечественной войны уделяется все меньше внимания. Редко, кто из детей ответит, насколько страшной была та война, и почему так важна для нас та победа.
Мне повезло, что в Москве я живу на улице имени Героя Советского Союза Алии Молдагуловой. И на этой улице есть школа, где размещена мемориальная табличка с именем и портретом нашей отважной девочки, есть музей. И что отрадно, дети чтят ее память, знают о её боевом пути и о подвиге. На таких примерах мы должны воспитывать нашу молодежь, как воспитывали нас. И вот такой фильм, конечно, нужно показывать нашим детям. И обсуждать его вместе со взрослыми, размышлять. Наши дети должны знать, что они – потомки победителей, потомки славных достойных батыров. И в этой связи мне приходят на ум строки из поэмы Роберта Рождественского «Реквием», которые мы знали:
Люди! Покуда сердца стучатся,—
помните!
Какою ценой завоёвано счастье,—
пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полёт,—
помните!
О тех, кто уже никогда не споёт, —
помните!
Детям своим расскажите о них,
чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли
помните!
К мерцающим звёздам ведя корабли, —
о погибших помните!
Тогда казалось, разве такое можно забыть?! А слова поэта оказались верным напутствием нам сегодняшним. Кто, как не мы должны передать это знание нашим детям и внукам.
Актриса, телеведущая, лауреат Государственной премии России Ольга Будина:
- Я благодарна режиссеру и другим авторам за этот фильм. Он произвёл на меня и Наума (17-летний сын актрисы) неизгладимое впечатление! Спасибо за правду и за память, за бережное отношение к самой теме, к героям и их потомкам. И за человеческую сентиментальность. И очень правильным, на мой взгляд, было после фильма еще раз показать видео с Батыром Казыбаевым – не вошедшие в основное время кадры с этим замечательным человеком, чтобы почтить память ушедших – вечно живых!
И я бы отметила, что этот удивительный день 77-й годовщины водружения Знамени Победы, 30 апреля, и московская премьера – совпали со Светлой Субботой, когда в храмах раздают особый пасхальный хлеб, Артос, который символически присутствует на столе – для тех, кого нет с нами. Все сходится и все не случайно!
Кинорежиссер, автор сериала «Не родись красивой», преподаватель ВГИКа и Высшего театрального училища им. Б. Щукина Александр Назаров:
- Большое спасибо за фильм! Есть такая расхожая фраза о том, что страна должна знать своих героев. Она полностью соответствует тому, что я увидел. В какие-то моменты хотелось плакать. Я не знал этих героев. А должен был бы! В общем, это, наверное, самое главное впечатление от фильма. Он нужен и нашему поколению, и нашим потомкам - кому мы передаем эту эстафету памяти.
Референт управления делами Казахстанского митрополичьего округа Иван Тихомиров:
- Божиим Промыслом мне удалось побывать на премьере. Впечатления от увиденного остались самые теплые и оптимистичные. История о героях, которые уже на подступах к Великой Победе, рискуя собственной жизнью, не в приказном порядке, а исполняя добрую волю, изготовили самодельное красное знамя и водрузили его на здании рейхстага.
Впечатляет и то, что свой подвиг эти два молодых человека совершили не из корыстных побуждений, ими двигало подлинное глубокое чувство любви к своей Родине и собственному народу. Очень актуально сейчас рассказывать о подобных историях, которые расходятся с официальной повесткой, но оказываются правдой, прорываются сквозь бюрократические тернии. История всегда помнит своих героев, всегда найдутся люди, которые откроют миру правду. Одним из таких людей и является режиссер Константин Харалампидис. Авторы показали в фильме, как молодое поколение в лице Даурена Кошкарбаева, внука героя – задумывается о подлинной сути героизма своих предков и хочет быть похожим на них. Константин создает эти связующие нити, через которые и осуществляется эта преемственность.
Генеральный директор кинокомпании «АРТОС», продюсер многосерийных фильмов «Ликвидация», «Исаев», «Жизнь и судьба» Евгений Попов:
- Отныне для меня 30 апреля стало особой датой. Этот день в календаре теперь окрашен красным цветом Победы, как и День Победы 9 Мая, потому что я побывал на премьере документального фильма «Батыры Великой Отечественной: Рахимжан Кошкарбаев, Григорий Булатов», который рассказывает, что 30 апреля 1945 года, то есть ровно 77 лет назад наши воины штурмовали последнюю фашистскую цитадель – рейхстаг. И эта талантливая пронзительная картина моего соратника Константина Харалампидиса – о знаменосцах Победы, о самоотверженных и скромных героях Великой Отечественной войны.
Эту картину должен посмотреть каждый гражданин нашей Родины. Все фильмы Константина Леонидовича полифоничны, эмоционально наполнены и глубоко патриотичны. Это большое искусство, штучная работа, которая поднимает вечные духовно-нравственные вопросы, говорит о христианских ценностях. Спасибо режиссеру за высокое служение Отчизне своим ремеслом.
Константин Кочевников, АПН