Примерное время чтения: 8 минут
163

Театр без сцены и кулис

Всегда ли искусству противопоказана идеология?

Актеры, правьте ремесло, чтобы от истины ходячей всем стало больно и светло!

ВОЗМОЖНО, КОМУ-ТО ЭТИ БЛОКОВСКИЕ СТРОЧКИ КАЖУТСЯ ПРИЗЕМЛЕННЫМИ. В НИХ РЕМЕСЛО ВМЕСТО ИСКУССТВА, ИСТИНА НЕ БЛАГОРОДНАЯ, А РАСХОЖАЯ. ПРАВДА, ВСЕ ИСКУПАЕТСЯ ДУШЕВНОЙ БОЛЬЮ И ПРОСВЕТЛЕНИЕМ МЫСЛЕЙ. [газетная статья]

Но представьте себе, что достичь столь высокой цели можно и без актеров, а с помощью толково организованных статистов. Если руководит ими опытный и талантливый режиссер-постановщик театрализованных представлений, заслуженный деятель Республики Казахстан Станислав Михлин.

Станислав Михлин.
Станислав Михлин.

ВЫХОДЯТ НА АРЕНУ СИЛАЧИ

– Станислав Абдуллаевич, вам не приходилось слышать, что вы создаете «агитки», ангажированные властью, пропагандируете ее идеи?

– Истоки этого вида искусства, театрализованных представлений, находятся в площадном театре. Здесь тоже действительность представлена в художественных образах, но они при этом напрямую отображают общественно значимые идеи. Иными словами, искусство и идеология слиты воедино. Я не вижу в этом ничего порочного. Разве у всех нас не возникает комок в горле, когда мы смотрим парад в честь Дня Победы?

Кроме личной есть и общественная психология, коллективные ценности, политическое единство, гражданская солидарность. Чего же их стыдиться-то! В такие минуты мы ощущаем плечо человека, стоящего рядом, свою сопричастность общему делу, гордость за страну, в которой живем. В нас начинает пульсировать, не побоюсь громкого слова, патриотический нерв. У площадей, стадионов, на которых обычно происходят театрализованные представления, появляется особая акустика благородства, толпа превращается в чуткую аудиторию под открытым небом.

– Какие же сценарии вы творите для этого?

– Всем известна казакша курес – национальная борьба, возникшая тысячелетия назад. Проект возрождения этого великого вида спорта начался десять лет назад. Страна не может обойтись без батыров, балуанов, тяжеловесов, мощных, высоких мужчин, чья сила ощущается не только во внешнем облике, но и в достойном мужественном поведении.

 – И под вашим режиссерским руководством эти батыры начинают разыгрывать некие сцены?

– Нет, конечно. Мы создаем у зрителей, собравшихся наблюдать за схваткой, и у самих спортсменов определенное эмоциональное состояние, погружаем в исторический контекст, когда эта борьба зарождалась. И тут уж нет предела нашей фантазии. Правда, опираемся на легенды, которыми так богата казахстанская степь. Вот одна, в богатой зрелищной форме предварявшая соревнование борцов в Таразе. Неподалеку от города находится знаменитый мавзолей Айша-Биби, чья история жизни светлая и печальная – любовь, переживания, ранняя смерть…

РАСТВОРИТЬСЯ В ВЕЧНОСТИ

Теперь, представьте: из мавзолея выходит дивная женщина в национальном костюме и начинает рассказ о девушке из легенды. Эхом долетают диалоги двух любящих людей: я жду тебя… скучаю… надеюсь на нашу встречу. Пока Айша в золотой клетке дворца под присмотром властного папаши, ее батыр участвует в бесконечных сражениях. Семья противится встрече влюбленных, и когда девушка на свой страх и риск бросается к избраннику, разгневанный отец посылает вслед терес бата – проклятье.

...Зрители замерли в тревожном ожидании, а на огромном полотне театрального задника уже появилась, сверкая чешуей, шипящая змея. Проклятье материализуется. Батыр успевает только поднять на руки умирающую Айшу и обратить взор к ночным небесам, где с помощью лазерного луча высвечивается контур мечети. Юноше осталось с любимой на руках подняться к ее куполам по семи ступенькам и раствориться в вечности.

Дивная женщина у мавзолея заканчивает рассказ, что с тех пор от могучей силы всепобеждающей любви на этой земле стали рождаться богатыри, опора отечества, и сейчас мы все увидим их достойную схватку. Телекамеры продолжают работать, трансляция идет по десяткам каналов, ни у одного из спортивных соревнований в мире нет подобного сопровождения. Например, из Израиля несколько лет подряд в Казахстан приезжает фанат казакша курес, а также режиссера Михлина, чтобы в реальности наблюдать сказочный синтез этого действа.

Для каждого региона, где идут состязания, Станислав создает отдельный сценарий. Степь богата древними героями. Вместе с ним всегда работает команда профессионалов высокого класса: хореографы, спортсмены, художники-оформители. В массовых живых картинах, посвященных разным значительным событиям в Казахстане, участвуют тысячи студентов, школьников, даже младшеклассников. Объем и цвет сначала возникают в творческих фантазиях режиссера-постановщика, который видит их внутренним зрением. А дальше должна состояться четкая организация пространства, для этого вычерчиваются схемы, рисуются эскизы.

…НО ВЕСНА В ИТОГЕ БЕРЕТ СВОЕ

Так происходило и когда Станислав работал над проведением первомайского праздника в год десятилетия независимости Казахстана. Стояла задача с помощью театрализованного представления показать единство наших народов, рождавшееся в годы тяжелых испытаний. Россыпь нарядно одетых девушек на цветущем маковом поле. Через несколько мгновений его пересекут черные диагонали, и следом весенняя идиллия будет окончательно разрушена жестким перестуком эшелонных колес, тяжелым шествием мужчин в темных плащах.

Девушек сменяют люди в одинаковых серых накидках, в прорезях которых виднеются орнаменты республик, составлявших Советский Союз. На художественном фоне появится изображение колючей проволоки, пойдут титры с цифрами, сколько людей было депортировано в казахстанские степи, возникнут кадры, как встречали переселенцев в аулах, как через лагерные заборы местные жители бросали шарики курта, которые заключенные вначале принимали за камни…

Дальше на высоте после неслышной команды режиссера возникнут гигантские серп и молот, а под ними склоненные фигуры сеющих и пашущих

… Но весна в итоге берет свое, побеждает. В таких представлениях перемешаны очевидности и символы, от этого общая картина становится яркой и исторически убедительной.

Станислав гордится давним праздником, который их команда сотворила в Актау, тогдашнем Шевченко. Там проходил популярный молодежный фестиваль «Каспийское море – море дружбы». Они в далеком 1987-м сотворили что-то фантастическое. Не только город – вся область – на три дня погрузились в театрализованные сюжеты. Молодежь съехалась сюда со всех областей Казахстана, гости прибыли из Венгрии и Германии, из Ирана, не говоря уже о родной в ту пору Прибалтике.

По главной улице областного центра длиной в десяток километров шел карнавал – событие по строгим советским временам уникальное. Удалось даже отстоять эмблему фестиваля. Партийные чиновники требовали, на их взгляд, правильную, отображающую все производственные достижения региона. Но победила комсомольская романтика. На эскизе Михлина горел солнечный круг, на его фоне взлетал из кудрявой волны резвый белек – каспийский тюлень. Радость созидательна, ей под силу то, что не достигнешь никакими официальными распоряжениями. На некоторых зданиях полуострова до сих пор сохранились выбитые на металле знаки того фестиваля из 80-х…

За свою жизнь Станислав создаст десятки театрализованных композиций, станет лауреатом премии комсомола Казахстана. Он и сейчас продолжает творческую деятельность. Пока из-за пандемии массовые события переместились в онлайн-формат, написал сценарий шестисерийного анимационного фильма о султане Бейбарсе, могущественном полководце, известном успешными войнами в Палестине и Сирии, побеждавшем крестоносцев.

УЧИТЕСЬ ПРАВИЛЬНО ДЫШАТЬ!

Судьба с самого детства готовила Станислава к такому пути. Их семья жила в Ташкенте. Необычайно подвижный и пластичный мальчик с малолетства танцевал в хореографическом ансамбле, занимался всевозможными видами спорта, освоил йогу, которая помогла переносить большие нагрузки и правильно дышать. Эти навыки он передаст своим детям, также связавшим жизнь с искусством. Одна из дочерей, Малика, лучший гобой симфонического оркестра, может вести музыкальную партию, задерживая вдох на пять минут. Сына Ярика долгие годы называли «золотой валторной Москвы».

Главной своей удачей Станислав Михлин считает встречу с легендарной Лидией Чернышевой, балетмейстером, народной артисткой СССР и Казахской ССР, создавшей в Казахстане ансамбль песни и танца. В 60-е годы прошлого века он гремел на всю советскую страну, прославился органическим сочетанием музыки, танца, слова и пения. Каждый год Лидия Демьяновна выезжала с несколькими своими питомцами, среди которых обязательно был и Станислав, в самые отдаленные уголки Казахстана, где собирали образцы фольклорного песенного и танцевального творчества и потом включали находки в свой репертуар. Позже этот коллектив преобразуется в Государственный ансамбль танца РК «Салтанат».

А Станислав, юный солист балета, посвятит всю свою жизнь ансамблю Чернышевой.

То, что потомки назовут легендой, рождается сначала на глазах у современников. Так происходит всегда, начиная с далеких веков…

Светлана СИНИЦКАЯ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых