Примерное время чтения: 6 минут
63

Столичная сопричастность

НА ДНЯХ АСТАНА ВНОВЬ СТАЛА СТОЛИЦЕЙ. ТОЛЬКО ТЕПЕРЬ «ТЕАТРАЛЬНОЙ ЕВРАЗИИ» – МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ ИСКУССТВ [газетная статья].

ВМЕСТЕ МЫ – СИЛА!

Сначала оглянемся чуть назад. 7 октября в Санкт-Петербурге состоялся саммит лидеров СНГ. Он имел статус неформального и традиционного, но на этот раз более торжественного, чем раньше: в этот день президенту России Владимиру Путину исполнилось 70 лет.

Общественности эта встреча была преподнесена как подготовка к саммиту СНГ и совещанию по взаимодействию и мерам доверия в Азии, которые должны были состояться через неделю в Астане.

Первая половина мероприятия действительно соответствовала заявленному: в официальной части обсуждались экономические вопросы, решение по которым должно было последовать в столице Казахстана.

А вот про вторую, неофициальную, часть было известно поменьше, хотя в СМИ все же просочились сведения о подарках юбиляру. Например, о новенькой модели трактора «Беларусь», пирамиде из дынь и арбузов, совсем немного уступавшей по размеру египетским, и некоторых других.

Однако все эти весомые подарки померкли перед тем, который сделал президент Казахстана. Причем это был дар не только Владимиру Путину, но и одновременно многим другим, проживающим и в России, и на всем огромном пространстве Содружества: Касым-Жомарт Токаев предложил создать международную организацию для поддержки и продвижения русского языка и представил проект ее концепции.

14 октября в Астане лидеры СНГ официально поддержали инициативу президента Казахстана и определили главную задачу организации – сохранение и укрепление культурно-гуманитарного сотрудничества на основе гармонии русского языка и языков государств Содружества. Не успели, как говорится, высохнуть на документе чернила, как в Астане стартовал международный фестиваль «Театральная Евразия». Хотя если быть до конца объективным, то задачи, прописанные в концепции новой организации СНГ, решались в Казахстане и раньше, и не только в столице, но и в других регионах страны.

Интересно, что названный выше фестиваль включал в себя еще одну составную часть – проведение V Молодежного форума российских соотечественников Республики Казахстан. Все это масштабное действо организовал Русский дом в Астане при поддержке структур содействия ООН, Ассамблеи народов Евразии, Евразийского культурного центра и фонда «Культурные сезоны».

Модератор этого форума, заместитель председателя ассамблеи Эльмира Щербакова, провела с молодыми людьми, приехавшими из разных регионов страны, форсайт-сессию «Волонтерство и устойчивое развитие».

Больше полусотни ребят разделились на три команды, каждой из которых было дано свое задание предложить и защитить проекты на следующие темы: культурное волонтерство, корпоративное волонтерство и региональное. В анализе каждого представленного проекта участвовали все.

Вот что сказали под впечатлением только что прошедшего мозгового штурма ребята.

«Когда идея, приносящая пользу, отзывается в сердцах, головах и руках целой команды, то и реализовать ее гораздо легче. Вместе мы – сила!» – Виктория Чернова.

«Такие интерактивы показывают, как можно применить знания на практике. Это позволяет выявить сильные и слабые стороны проектов» – Лилия Кужаева.

«Можно сказать, что открылись дверцы во что-то новое. Такие форумы для молодежи проводятся не зря» – Татьяна Капуова.

«Этот формат позволяет не только впитывать знания легко и надолго, но и узнать, познакомиться, подружиться с коллегами из разных регионов. Для меня эти два дня работы пролетели на одном дыхании» – Вероника Антипова.

По словам самой Эльмиры Щербаковой, ребята таким образом не только узнают программы ООН для достижения целей устойчивого развития. У них будет уникальный шанс вынести на суд международных экспертов свои проекты защиты окружающей среды, развития инноваций, сохранения культуры и национальных традиций.

Эльмира Муратбековна уверена, что после внимательного изучения и экспертной оценки многие идеи молодых казахстанцев получат необходимую поддержку ООН.

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ

Главная же часть фестиваля «Театральная Евразия» началась в Кокшетау и продолжилась в столице. В здании Русского дома в Астане состоялась встреча труппы местного драмтеатра имени Горького и студентов творческих вузов с одними из ведущих актеров московского театра «Школа современной пьесы» Александром Галибиным (старшее поколение зрителей помнит его по фильму «Трактир на Пятницкой», где он сыграл Пашку-Америку), Вадимом Колгановым и Джульеттой Геринг.

Началась встреча с перфомансов начинающих актеров. Держались ребята уверенно, однако все же было чуточку заметно их внутреннее волнение: как-никак они держали экзамен перед известными мастерами.

Затем начались вопросы о методиках обучения в театральных вузах, новых постановках. Предваряя дальнейший ход общения, народный артист России, профессор ГИТИСа Александр Галибин заметил: «Мне очень дороги подобные встречи, они всегда начинаются как мастер-классы, но завершаются откровенными беседами, где все участники делятся своими переживаниями и мыслями, которые родились от соприкосновения с искусством».

Откровенен был и сам Галибин. Когда его кто-то спросил, чем отличаются нынешние абитуриенты театральных институтов от поколения 70-80-х, Александр Владимирович, немного помолчав, ответил: «Извините за резкость, – безграмотностью, неподготовленностью к профессии. Ну что можно сказать о человеке, который не знает, кто написал «Евгения Онегина»? А что спрашивать о зарубежных классиках: Фолкнере, Голсуорси, Маркесе? Всегда говорю студентам: без знания литературы актерами вам не стать. Вот выйдете на сцену, вы должны себя излучать. А что вы из себя извлечете, если там ничего нет? У нас был большой конкурс – 19 человек на место, но с огромным трудом набрали тех, кто хоть немного был близок к культуре».

Постепенно завязался по-настоящему откровенный разговор. И говорили не только гости. О своих взглядах на новые театральные течения, необходимости поддержки театров, привлечения новых технологий в обучение молодежи – обо всем наболевшем говорили и казахстанские служители Мельпомены.

Завершился этот день в столичном театре «Жастар» пьесой Александра Углова «Лондонский треугольник». Из истории, конечно, многие знают, про «разбуженного декабристами» Александра Герцена, его близком друге и соратнике Николае Огарёве. Но вот о супруге последнего Натали Тучковой, любовных отношениях этих трех человек, оказавшихся в изгнании, знают, наверное, поменьше.

Рассказывать о спектакле, как и о музыке, неблагодарное, даже нелепое дело. Спектакль надо смотреть, как музыку – слушать. Может быть, я нашел неправильное сравнение, за что заранее прошу извинения, но в этом «Лондонском треугольнике», где играют Галибин (Огарев), Колганов (Герцен) и Джульетта Геринг (Тучкова), можно было пропасть, как в Бермудском. Пропасть в буре страстей, переживаний, метаний, отчаяния. Потому что просто нельзя было не погрузиться в глубину души каждого из трех героев, глубину любви, обернувшейся трагедией. Это был тот случай, когда не замечаешь игру артистов. Перед тобой – жизнь. И ты, глядя на нее, понимаешь, что в палитре души человека цвета любви, измены, верности, раскаяния – самые яркие цвета! Полутона и переходы их никак не затеняют. Наоборот, делают ярче все движения души.

Когда артисты вышли на поклон, из первых рядов партера можно было заметить слезы в глазах Джульетты–Натали. Она, наверное, еще не вышла из образа. Или увидела, с какими лицами ей протягивают букеты цветов зрители? Кто знает…

Там же родилось несколько строк:

Язык любви, язык страстей 

И уловимых чуть желаний. 

Ему не нужен перевод, 

Нужны ему лишь камертоны.

Михаил ЧИРКОВ, обозреватель

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых