ОКАЗЫВАЕТСЯ, ФАНАТЫ «СПАРТАКА» ЕСТЬ И В АЛМАТЫ. И ЭТО НЕ ТОЛЬКО ФУТБОЛЬНЫЕ БОЛЕЛЬЩИКИ. НА ДНЯХ КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМЕНИ АБАЯ, СОЮЗ ХОРЕОГРАФОВ КАЗАХСТАНА И АЛМАТИНСКОЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ ИМ. СЕЛЕЗНЁВА ПРОВЕЛИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ И ПОКАЗ БАЛЕТА АРАМА ХАЧАТУРЯНА «СПАРТАК» В ПОСТАНОВКЕ ЗАУБЕКА РАЙБАЕВА [газетная статья].
ЗНАКОВОЕ СОБЫТИЕ
Это событие было посвящено 75-летию со дня рождения выдающегося казахстанского танцовщика, балетмейстера, хореографа, педагога, легендарного Рамазана Бапова, народного артиста СССР. В этом году в его честь в Алматы была открыта улица. В доме, где Рамазан Бапов жил со своей семьей с 1977 по 2014 год, открыта мемориальная доска. По итогам конференции будет издан специальный выпуск журнала «Казах балет», посвященный Рамазану Бапову. Журнал будет издаваться совместно с Союзом хореографов Казахстана. Также в оперном театре состоялось открытие балетных залов имени Рамазана Бапова и народного артиста Казахстана Заубека Райбаева.
Подробности мы узнали у директора Алматинского хореографического училища им. Селезнёва Мурата Тукеева.
– Мурат Орындыкбаевич, чем отличалась казахстанская постановка «Спартака», в которой солировал Рамазан Бапов, от западных и российских? Насколько изменилось видение балета в современном искусстве Казахстана?
– На самом деле постановок «Спартака» не так много в мире. Самой известной считается балет Юрия Григоровича. Второй версией был спектакль, поставленный Заурбеком Райбаевым и Георгием Кофтуном. Кофтун был знаменит еще и тем, что в балете задействовал живых львов. Эта постановка получилась крайне оригинальной и интересной. До Григоровича была еще постановка Леонида Якобсона. Эти спектакли прижились в репертуаре театров и очень полюбились зрителю.
Если говорить о том, чем отличается сегодняшний наш спектакль-премьера от других, – он является знаковым. Рамазан перетанцевал весь ведущий репертуар театра, так как был великолепным исполнителем. Хореография сегодняшнего балета абсолютно та же, что и при исполнении Баповым, но мы ее обновили в том, что изменили декорации и сценографию. Она идет абсолютно точно по либретто в этом спектакле. Вообще, чем отличается тот или иной спектакль – конечно, исполнителями, их колоритом. Иногда они хотят походить на своих старших товарищей, а иногда выразить посредством танца именно свои ощущения в балете, дать свою интерпретацию.
– Популярен ли балет среди молодёжи и что делается для повышения его привлекательности?
– Мы работаем в направлении популяризации современного балета среди молодежи, хотя времена меняются, и люди меняются вместе с ними. Однако балет как искусство все равно остается в большом почете, особенно у нас в Казахстане. Со мной рядом сидит ректор Казахской национальной академии хореографии в столице, они являются нашими партнерами и в хорошем смысле этого слова конкурентами. У них сейчас проходят обучение 330 детей, а в нашем хореографическом училище 370 детей. В течение года мы ведем профессиональную ориентационную работу, а начиная с февраля-марта уже выезжаем в регионы. На настоящее время не испытываем недостатка в кадрах и полностью выполняем государственный заказ. Среди молодёжи балет более популярен среди девочек, мальчики не так активно идут к нам.
МУЗА МАСТЕРА
Нам удалось пообщаться с супругой Рамазана Бапова Людмилой Рудаковой, заслуженной артисткой Казахской ССР. Она была танцовщицей балета, работала вместе с супругом.
– Людмила Георгиевна, расскажите, как вы работали над «Спартаком»?
– Нам повезло, что дирижировал в нашем спектакле сам знаменитый композитор Арам Хачатурян. Мы, артисты, старались приложить максимум усилий и таланта в исполнение балета, спектакль проходил всегда с аншлагами. Хотя нагрузки были колоссальными, артисты с большим энтузиазмом выходили на сцену и получали удовольствие от исполнения балета.
– Каким был в жизни ваш супруг?
– Он мне дорог всем, он отец моей прекрасной дочери, был в жизни заботливым и ласковым, хорошим семьянином. Он любил вкусно поесть, но я держала его в балетной форме, ограничивала в сладком. Мы любили друг друга. Мне его очень не хватает. Восемь лет его уже нет на свете, а я его все еще жду, в доме ничего не поменяла. Это был золотой души человек, который оставил яркий след на казахстанской сцене.
Юлия КАЦМАН