Примерное время чтения: 5 минут
90

Река, что течет к истокам

НА ТРЕТЬЕМ ЭТАЖЕ БИЗНЕС-ЦЕНТРА «МОСКВА» БЫЛО МНОГОЛЮДНО. ЗДЕСЬ В НЕСКОЛЬКИХ ПРОСТОРНЫХ ЗАЛАХ МОЖНО БЫЛО ПОБЫВАТЬ СРАЗУ НА ДВУХ ВЫСТАВКАХ. ПЕРВАЯ ИЗ НИХ – «ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ СОЛНЦЕ». КАК МОЖНО ДОГАДАТЬСЯ ПО НАЗВАНИЮ, ОНА ПОСВЯЩЕНА ЛЕГЕНДЕ РОССИЙСКОГО РОКА, ЛИДЕРУ ГРУППЫ «КИНО» ВИКТОРУ ЦОЮ [газетная статья].

Экспозиция открылась неделю назад, но интерес к ней, судя по заполненности залов, нисколько не ослабевал. Один из работников бизнес-центра посетовал, что в выходной день, когда экспозиция была закрыта по техническим причинам, «кино»-фанаты, приехавшие из Актау, Усть-Каменогорска и других городов и весей Казахстана, чуть было не нарушили целостность стеклянных дверей. В день, когда я пришел на выставку, организаторы как раз вручали памятные сувениры четырёхтысячному посетителю.

– Как вы ведете подсчет? – поинтересовался я у одного из организаторов фестиваля, руководителя культурных и просветительских проектов Русского дома в Астане Ольги Скальчук.

– По значкам. Мы каждому входящему на выставку дарим значок. – С этими словами она вручила такой же и мне.

Надо сказать, что он был сделан довольно оригинально: в центре белого круга, в разрыве воображаемого холста – рок-легенда с привычно для него плотно сжатыми губами и приподнятым подбородком. Словно он только что пропел знаменитый рефрен «Мы ждем перемен».

Вообще, вся выставка его памяти, а в этом году Цою исполнилось бы 60 лет, была под стать своему герою. Многочисленные и оригинально оформленные стенды, инсталляции, жанровые фотографии – все они рассказывали о Викторе Цое не только как о музыканте, но и поэте, художнике, актере.

Кстати говоря, художественные фотографии на выставке принадлежали нашему земляку – павлодарцу Едыге Ниязову, члену фотохудожников Российской Федерации, мастеру мирового уровня, чьи пейзажи, портреты, жанровые фотографии хранятся в Государственном Русском музее, французском Музее фотографии, в многочисленных частных коллекциях по всему свету.

Интересно, что Едыге Ниязов не считал себя поклонником группы «Кино». Как он сам говорил, его привлекла некая одухотворенность Цоя, черты времени, которые были и в его облике, и в песнях группы. Самая известная фотография музыкантов, где они запечатлены на фоне кирпичной стены в одном из двориков Ленинграда, занимает центральное место на выставке.

Но, пожалуй, главными центрами притяжения экспозиции «Звезды по имени Солнце» стали два места. Первое – пространство выставки под названием «Что, если…», где посетителям предоставлялась возможность пофантазировать о том, каким бы стал Виктор Цой, если б его жизнь не оборвала автокатастрофа.

И второе – место под фронтисписом выставки – фотографии Виктора Цоя, смотрящего на свои часы, где самые искренние поклонники рок-легенды садились на расставленные стулья и пели под гитары любимые песни.

В соседних залах в этот день открылась другая выставка – «Павлодар и павлодарцы» местного фотографа Николая Мохирева. Перед глазами буквально вся история города: деревянные дома XIX века с ажурными ставнями, карнизами и современные многоэтажки, дворцы культуры, речной вокзал и порт на Иртыше, набережная, осенние аллеи. 

Однако главные герои фотографий – люди. Старики и дети, много молодежи, прибывшей в столицу Экибастузского топливно-энергетического комплекса, место сразу четырех всесоюзных ударных комсомольских строек. 

Черно-белые снимки гораздо точнее, тоньше, что ли, передают запечатленное на них время, чем цветные. Вот прямо на тебя бегут две смеющиеся девчушки – бегут по парковой дорожке, застигнутые внезапным дождем. Одна из них прижимает к груди мохнатую собачку, другая пытается открыть зонтик. Дождь, по-видимому, слепой, потому что водяные струи сплетаются с солнечными лучами, образуя вокруг веселых девчат искрящиеся ореолы.

А вот на крутом берегу Иртыша парень с девушкой. Закат золотит речную гладь и тонкую вечернюю дымку над ней. Лица влюбленных, а это наверняка они, обращены друг к другу, они не замечают вечерней красоты вокруг. Пара снята мастером издалека – видимо, чтобы не потревожить ее уединение.

Больше 100 тысяч снимков о родном городе сделал Николай Мохирев. Пятую часть из них он выложил на своей странице в «Одноклассниках». Многие павлодарцы, в том числе сейчас живущие совсем в иных краях и городах, узнают на фотографиях себя и добавляют к снимкам свои истории и судьбы.

Судьба же самого павлодарского летописца оборвалась совсем недавно – 12 июля, в международный День фотографа. Кто скажет, что это совпадение?

Фестиваль продолжился книжной выставкой «Незабываемые страницы казахстанских авторов». Этот настоящий литературный праздник для жителей и гостей столицы, в котором приняли участие публицист Бахыт Рустемов, поэт Дина Ораз и многие другие, организовали и провели работники централизованной библиотечной системы во главе с директором Гульбадан Мадибаевой.

Потом эстафету подхватили артисты Государственного академического русского драматического театра им. Максима Горького, представившие зрителям музыкально-поэтическую композицию «Крылатая исповедь вольных сердец».

А завершился этот марафон искусств выставкой «Река жизни» в Русском доме Астаны. Здесь были представлены работы известных костанайских художников Светланы и Дмитрия Шалуновых – матери и сына. Светлана, уроженка Нижнего Тагила, в раннем детстве переехала в Казахстан, и с тех пор, по ее признанию, всем сердцем полюбила этот волшебный край. Наверное, именно поэтому ее работы сказочно красивы и теплы. Некоторые из них сделаны из войлока, исконного материала кочевников.

Ее сын Дмитрий, выпускник Копейского художественного училища, представил на выставку свои миниатюры и графику, выполненные по дереву и металлу.

Рассказывать о живописи или музыке – дело не совсем правильное. Однако об одной картине Светланы Шалуновой попытаюсь. Огромный, клубящийся всеми цветами радуги шар. Из красного зарева скачет всадник, в облаке цвета золотой степи стремится вдаль сайгак, а над ними в пронзительной синеве парит орел. Этот шар, объединивший все символы Желтого хребта – Сарыарки, нависает над берегом реки. Реки жизни.

…Есть река, что течет вспять. Течет к своим истокам. Эта река – наша память, что возвращает нас в детство, к нашим родителям, родным местам, счастливым и светлым дням, нашим обретениям и потерям. Это и есть река жизни. Спасибо тем, кто иногда приводит нас к ее берегам.

Михаил ЧИРКОВ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых