Примерное время чтения: 3 минуты
42

Очарование древнего искусства  

Новая галерея дворцового музея проливает свет на историю печати при императорском дворе [газетная статья].

Недавно в Дворцовом музее в Пекине открылась галерея, посвящённая ксилографии. Это первое выставочное пространство такого рода с момента открытия музея для широкой публики в 1925 году.

Дворцовый музей, также известный как Запретный город, являлся резиденцией китайских императоров с 1420 по 1911 год. В нём хранится 1,86 млн культурных ценностей, около трети из которых – древние книги, документы и доски для печати, что делает музей важнейшим местом для изучения развития китайской литературы.

Однако этим ценным для академических исследований экспонатам не хватало места, где их можно было бы выставить на всеобщее обозрение. Директор музея Ван Сюйдун рассказал, что в настоящее время коллекция насчитывает около 240 тысяч досок для печати, включая 210 тысяч экземпляров, изготовленных при императорском дворе во времена династий Мин (1368- 1644 гг.) и Цин (1644-1911 гг.), которые относятся в основном к классической литературе, государственным отчётам и буддийским сутрам.

На выставке, открывающейся в новой галерее у Ворот высшей гармонии, представлены 32 печатные доски. «Эти экспонаты представляют огромную ценность для людей, которые хотят разобраться в политике, культуре и печатных технологиях той эпохи, – говорит Ван Сюйдун. – Рассматривая их в контексте истории классической китайской литературы и внутреннего двора эпохи династии Цин, мы можем узнать больше благодаря более детальным исследованиям, которые вдохновят нас на развитие современной культуры».

Например, выставленная на всеобщее обозрение деревянная доска с вырезанными на ней драконами была изготовлена в 1644 году вскоре после захвата Пекина цинскими войсками. На ней изложено наставление императора династии Цин, требующее, чтобы принцы и высокопоставленные чиновники строго выполняли свои обязанности и избегали коррупции. Рядом представлены соответствующие записи в исторических документах, а также печатные уведомления, в которых использована эта ксилография.

Чтобы создать для посетителей соответствующую атмосферу, часть галереи спроектирована как склад, где на полках выставлено более 15 тысяч печатных досок. По словам научного сотрудника библиотеки Дворцового музея Цзи Чжанвэя, ксилография достигла пика своего развития во времена династий Мин и Цин. Императорские дворы обеих династий приложили огромные усилия для спонсирования печати как важного способа демонстрации государственной мощи и содействия культурному развитию. Самым распространенным материалом для изготовления досок в то время была древесина груши.

По словам Цзи Чжанвэя, благодаря тому что сохранились эти доски, «до нас дошло множество ценных древних документов». Однако со временем многие артефакты были утрачены, «поэтому сегодня мы можем наблюдать лишь часть того, что было».

Например, в эпоху императоров в типографиях и библиотеках Запретного города произошло несколько пожаров. Кроме того, коллекции был нанесен огромный ущерб во время войны 1900 года, когда в Пекин вошли иностранные захватчики. В июле нынешнего года объявлено о проведении благотворительной программы, направленной на дальнейшее сохранение, оцифровку, изучение и возрождение этих литературных сокровищ в Дворцовом музее. В этой работе принимают участие Китайский фонд сохранения культурного наследия и ByteDance, материнская компания сервиса коротких видеороликов TikTok.

Новая галерея является одним из первых результатов этой работы. «Благодаря этой программе посетителям стало проще воспринимать очарование древнего печатного искусства, – говорит руководитель фонда Лю Юйчжу. – Это поможет вдохновить больше людей на помощь в защите культурных ценностей».

Ван Кайхао

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых