Примерное время чтения: 7 минут
82

Музыкальное удовольствие в квадрате...  

Каждый их концерт – открытие для зрителей. Уникальные интерпретации, экспрессия и безупречная игра в четыре руки. В Алматы выступил невероятный фортепианный дуэт PIANO DUO из Франции – Людмила Берлинская и Артур Ансель [газетная статья].

Концерт был потрясающий и воздушный. «Неразделимые» пианисты – так давно окрестили Людмилу и Артура журналисты – мастерски воссоздали на сцене Казахской филармонии им. Жамбыла особую, чарующую атмосферу. Прозвучали известные и не очень известные для нашего слушателя произведения таких композиторов, как Эми Бич, Виктора Бабина, Александра Бородина, Игоря Стравинского. Два часа пролетели на одном дыхании.

Перед концертом музыканты встретились с журналистами и за чашкой кофе рассказали о гастролях по Казахстану, какой казахский национальный инструмент их впечатлил, как они готовятся к концерту и почему любят открывать новые композиции в области двухрояльного исполнения.

– Это мой третий приезд в Алматы. Впервые я попала к вам в 1985 году. Здесь проходил отборочный тур Всесоюзного конкурса, и победителей отправляли на конкурс в Париж, – улыбается Людмила. – Два года назад играла с Государственным струнным квартетом им. Г. Жубановой. Алматы мне очень нравится. Сегодня мы побывали с Артуром в музее им. Кастеева. Очень впечатлили коллекции.

– Я впервые в вашей стране, – продолжает Артур. – Много читал про Казахстан, но вживую все оказалось еще лучше.

Творческий союз Берлинская – Ансель зародился в 2011 году. С тех пор они не расстаются ни в жизни, ни на сцене. Создав не только музыкальный, но и семейный дуэт, Людмила и Артур с успехом выступают по всему миру и каждый раз не перестают удивлять публику. В их творческой копилке тринадцать выпущенных альбомов, многочисленные победы на престижных мировых фестивалях и конкурсах. Они много гастролируют, знакомя слушателей с уникальным миром фортепианного дуэта.

– Наше кредо не просто исполнять произведения известных композиторов, – говорит Людмила. – Сегодня публика привыкла слушать то, что знает, организаторы концертов хотят, чтобы участники играли известные сочинения. Мы с Артуром любим открывать новые композиции в области двухрояльного исполнения. Например, спрашиваем у музыковедов и специалистов: как вы думаете, сколько существует фортепианных концертов для двух роялей? Нам называют пару, а их на самом деле около 500. Из них больше сотни действительно замечательная музыка, которая имеет право исполняться.

– Сегодня самое главное – образовывать публику, – подхватывает Артур. – На своих концертах мы смешиваем произведения известных и неизвестных композиторов, тем самым расширяем музыкальный вкус зрителей. Кстати, неискушенная публика бывает гораздо восприимчивой к чему-то новому.

– В Астане и Караганде вы играли с Государственным симфоническим оркестром и госквартетом имени Газизы Жубановой. Какой казахский инструмент вам нравится по звучанию?

Людмила: Кыл-қобыз – это просто космос. Невероятное ощущение!

Артур: В прошлом году на нашем фестивале La Clé des Portes выступал струнный квартет имени Газизы Жубановой и казахстанские музыканты произвели фурор. Особенно впечатлила Жанар Жусупова с қыл-қобызом.

– Пробовали поиграть на каком-то нашем национальном инструменте?

Артур: Нет. Мы умеем играть только на пианино.

– Выступать в дуэте сложнее, чем соло?

Людмила: Намного сложнее. Это настоящая камерная музыка. Для того чтобы играть вместе, нужно чувствовать друг друга, знать партию партнера как свою собственную.

– Творческие споры случаются?

Людмила: Конечно.

– По каким вопросам?

Людмила: Чаще по репертуару, который будем играть. У каждого есть желания и любимые вещи, которые хочется сыграть.

Артур перебивает и что-то начинает говорить по-французски.

Людмила: Вот видите, он спорит (улыбается).

Артур: Мы воспринимаем музыку одинаково, поэтому нам вместе комфортно. Но споры бывают.

– Вы много гастролируете, даёте концерты, преподаёте, проводите два фестиваля. А когда отдыхаете?

Людмила: Мало отдыхаем. Даже больше скажу: мы не умеем отдыхать. Чтобы отдыхать, нужно полностью отключиться от дел, а у нас огромное количество разной деятельности, мы все время чем-то заняты.

Артур: Нам хочется все успеть. Открыть новых композиторов, выучить новые произведения. Мы играем разные репертуары, поэтому много репетируем.

– Любой инструмент нужно почувствовать. Были случаи, когда вы отказывались играть на концерте из-за плохого инструмента?

Людмила: К сожалению, у нас нет Страдивари под мышкой, и мы вынуждены подстраиваться под те инструменты, которые предлагают организаторы концертов. Два рояля – это еще труднее. Их нужно «поженить», чтобы они звучали в унисон. Как-то мы приехали на один крупный французский фестиваль выступать, но когда увидели инструменты, отказались. Один из роялей был в три раза меньше другого. С тех пор нас на этот фестиваль не приглашают (смеется).

Артур: Качество и состояние инструментов сейчас оставляет желать лучшего. Мы много даем концертов по всему миру. Для пианиста важно играть на хорошем инструменте. Организаторы часто так не думают. Сейчас большая проблема с настройщиками фортепиано.

– Наверное, ещё важна и энергетика зала?

Людмила: Важны и энергетика помещения, и энергетика публики. Никогда не знаешь, как зрители будут реагировать. Произойдет контакт или нет. Тут нельзя сказать, я играл плохо или хорошо, поэтому зрители так принимали. Это не так. Тебе может казаться, что ты ужасно сыграл, а зал будет рукоплескать. И бывает, что ты собой доволен, а зал принимает вяло. Мне нравится играть в небольших залах. Помню, выступала в Ангарске, мы туда приехали с виолончелисткой и не знали, как нас примут в этой тайге. Это был один из лучших моих концертов!

Артур: Это все индивидуально. Мне было комфортно в Карнеги-холле, потому что там удивительная аура.

– Вы играете на двух роялях. Сколько инструментов у вас дома?

Людмила: Пять. У каждого свой инструмент, на котором играем. Не дай бог сесть за чужой инструмент (смеется). Рояль – инструмент немаленький, поэтому для него нужно пространство. Слава богу, у нас оно есть.

– Выходя на сцену, волнуетесь или уже нет?

Людмила: Надо обязательно волноваться. Когда не волнуешься, это плохо.

Артур: Волнение это нормально. Бывает, что нет волнения, но это скорее связано с тем, что устал.

– Как-то готовитесь, перед тем как выйти на сцену? Медитируете, не разговариваете ни с кем?

Людмила: По-разному. Предпочитаем побыть в одиночестве и сосредоточиться.

Артур: А бывает, хочется посмотреть, что происходит в зале, какая публика собралась.

– У вас записано более десяти альбомов. Насколько сейчас актуально создавать альбомы и зачем? Можно же в интернете все послушать.

Артур: Это визитная карточка. Нужно каждый год показывать, что ты растешь профессионально.

Людмила: Для музыкантов важно иметь физические носители. И потом запись сама по себе – отдельная история. Это другое, чем концерт. Для меня лично запись необходима.

Концерт удивительного дуэта Людмилы Берлинской и Артура Анселя в Алматы состоялся благодаря основательнице музыкального агентства Dala Classiс, кобызистке Газизе Габдрахимовой. В ближайшее время Dala Classiс обещает встречу с разными музыкантами мирового уровня. В июне по их приглашению на сцене филармонии им. Жамбыла выступит яркий и талантливый австрийский органист и композитор, лауреат международных конкурсов Лукас Хаслер (Австрия).

 Надежда ПЛЯСКИНА, фото предоставлено организаторами, Алматы

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых