Ученые-историки утверждают, что музеи формируют у людей отношение к культурному наследию, вырабатывают интерес к прошлому, напрямую взаимодействуют с обществом. Возникновение и развитие музея обусловлено наличием социальной потребности. Социальные потребности в этом плане растут. За последние десять лет количество музеев в мире возросло, как и их посещение, но не везде это происходит одинаково. К числу самых посещаемых относятся музеи кино, и Казахстан мог себя проявить в этой сфере [газетная статья].
С тех пор как кино стало доступно всем, в индустрии развлечений оно удерживает первое место, и музеи в этой сфере растут будто грибы. В Голливуде каждая крупная киностудия имеет не просто свой музей, а целый городок с оживающими декорациями, магазинами, аттракционами, ресторанами. Достаточно назвать развлекательный парк Universal Studios Hollywood в Лос-Анджелесе или парк «Старый Тусон» в Аризоне. Люди туда идут потоком.
Работают музеи кино на Украине, в Белоруссии, Германии, Испании, даже в таких маленьких странах, как Эстония и Литва. В России их четыре: в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге и Великом Новгороде. Всего в мире существует 99 подобных музеев, известных своей необычной архитектурой.
Но почему музея кино нет в Казахстане? Этим вопросом озадачился человек с кинематографической фамилией Сергей Сухов, который 50 лет отдал казахстанскому кино.
Он – оператор-документалист, снял большое количество хроникальных картин и сюжетов, имеет награды фестивалей документального кино. Сергей Сергеевич также занимался фотографией. Работал на телевидении и сделал вывод, что фотография, кино и телевидение – близкие родственники. Можно сказать, династия изобразительных искусств. На основе фотографии появился кинематограф, а он дал начало телевидению. И что интересно, в мире нет музея этой семьи – фотографии, кино и телевидения. Казахстан может стать первым.
В современном кино все меняется и в творческом, и в техническом плане. Ушли в прошлое съемки на кинокамеру, на смену им пришло видео, оно уже уступает место новым технологиям. Если сейчас не начать собирать и сохранять экспонаты, которые для киноиндустрии остались в прошлом, то скоро они исчезнут. Мы потеряем пласт нашей славной истории кино, память о людях, стоявших у его истоков, создававших шедевры, на которых были воспитаны целые поколения казахстанцев. И что будет, если эта история канет в Лету? То же самое с телевидением и фотографией.
«Казахстан имеет уникальную историю кино, – говорит Сергей Сухов. – Во время Великой Отечественной войны кинематограф Советского Союза выжил, в том числе, благодаря Казахстану. В то время киностудии «Мосфильм», «Ленфильм», а также Всесоюзный институт кинематографии (ВГИК) эвакуировали в Алма-Ату. На их основе создали Центральную объединенную киностудию (ЦОКС.) Лучшие фильмы в то время снимались в нашем городе. Здесь работали режиссеры Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Юрий Райзман, Иван Пырьев, Михаил Ромм.
В это время начинали свою деятельность в кино Шакен Айманов, Мухтар Ауэзов. В Алма-Ате творили Жамбыл и Дина Нурпеисова. Казахстанские артисты театров Елюбай Умурзаков, Курманбек Джандарбеков, Калибек Куанышпаев снимались в совместных фильмах. В кинематограф пришел режиссер Ораз Абишев, родоначальник документального кино Казахстана. Но музея, который отражал бы все эти события, в РК до сих пор нет! Поэтому за державу обидно».
Сергея Сергеевича готовы поддержать сотни фотографов, кинематографистов, работников телевидения. И собрано уже множество экспонатов: аппаратура для съемок и проекции. Все находится в рабочем состоянии благодаря людям, которые тоже мечтают о таком музее.
«Работал на «Казахфильме» техник по съемочной аппаратуре Иван Лукич Зайцев, – рассказывает Сергей Сухов. – Всю жизнь собирал списанные кино и фотоаппараты, объективы – все, что необходимо для съемок. Он был мастером от бога. К нему за помощью обращались фотографы и кинооператоры со всей страны. Зайцев ушел из жизни, но оставил после себя технику для музея. Энтузиастов, собирающих экспонаты, и сейчас немало. Люди коллекционируют все, что связано с кино: афиши, фотографии и автографы актеров, марки, пригласительные билеты на премьеры, статьи в журналах и многое другое. Есть и предложения по организации музея и его работы. Я съездил в США и побывал там в двух музеях кино – в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. С директором одного из них познакомился. Досконально узнал принципы их работы, которые нам очень пригодятся».
В других странах работники музеев ищут возможности креативно, по-новому преподносить людям историю. Музеи должны и могут быть доходными для государства. Кстати, на территории киностудии «Казахфильм» есть большие пустующие пространства, можно создать целый этногородок, как в Голливуде. Его частью мог бы стать музей фотографии, кино и телевидения. В этом убежден Сергей Сухов.
А как выглядит сейчас большинство казахстанских музеев? Стандартные витрины, где лежат из года в год одни и те же экспонаты, а гиды рассказывают о них редким посетителям. Как сказал эксперт по музеям Ринат Кутдусов, «если мы сами так будем относиться к своей истории, то получим поколение людей, для которых прошлое – архивная пыль и не более».
Оксана БОНДАРЕНКО