Когда жюри 76-го Каннского кинофестиваля объявило свои результаты, все облегченно вздохнули: решение стало справедливым и выверенным. Молодое жюри поддержало молодых! Приоритет был отдан не именам, а фильмам. Мэтров тоже отметили, но не впрямую, как можно было ожидать [газетная статья].
Главную награду фестиваля «Золотую пальмовую ветвь» за «Лучший фильм» получила 44-летняя француженка Жюстин Трие за картину «Анатомия падения». История расследования то ли убийства, то ли самоубийства супруга семейной пары, где муж и жена – писатели. Жюстин Трие – третий по счету режиссер-женщина, которая удостоена главной награды Канн после Джейн Кэмпион за «Пианино» и Жюлии Дюкурно за «Титана».
Гран-при во второй по значимости программе Канн «Особый взгляд» тоже получила женщина-режиссер – 30-летняя британка Молли Мэннинг Уокер за фильм «Как заниматься сексом». Простая история о том, как три подружки после окончания школы проводят недельные каникулы на отдыхе, отдаваясь развлечениями влюбленностям. Многим этот выбор показался странным, но с жюри не поспоришь, а тренд явно наметился – молодежь и женщины.
Гран-при основного конкурса вполне ожидаемо достался британцу Джонатану Глейзеру за фильм «Зона интересов», рассказывающем о жизни семьи коменданта Освенцима, мирно живущей за стеной концлагеря, но получающей дивиденды от этого соседства.
Много велось споров и давалось прогнозов, кто получит приз за «Лучшую режиссуру», ведь в конкурсе был и Вим Вендерс, и Нури Бильге Джейлан, и Уэс Андерсон, и Кен Лоуч, и Корээда Хироказу. Но получил этот приз французский режиссер вьетнамского происхождения Чан Ань Хунг за фильм «Рагу Додена Буффана» с Жульет Бинош и Бенуа Мажимелем.
Это абсолютно французский фильм про еду, кулинарию, а еще про любовь, которая разбивает сердца. Фильм сделан настолько безупречно, что ему не могли не дать приз за «Лучшую режиссуру».
Теперь про мэтров. Десять кинокритиков со всего мира на протяжении кинофестиваля каждый день вели свой рейтинг фильмов каннского конкурса на страницах журнала Screen, и все следили за их оценками. Так вот фильм Аки Каурисмяки «Опавшие листья» о встрече двух одиноких людей лидировал всю вторую половину фестиваля. Поэтому неудивительно, что картину отметили «Призом жюри».
Награду за «Лучший сценарий» тоже заслуженно получил сценарист японского фильма «Монстр» Юдзи Сакамото. В предыдущем номере «АиФ» мы подробно рассказывали об этом фильме, оригинальном именно своей формой.
Картина турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана «О сухих травах» отмечена призом за «Лучшую женскую роль» актрисе Мэрвэ Диздар. Также как фильм Вима Вендерса «Идеальные дни» получила приз за «Лучшую мужскую роль», которая досталась японскому актеру Кодзи Якусе. Дело в том, что картина снималась в Японии и рассказывает о человеке, который по утрам чистит общественные туалеты, а все остальное время наблюдает за красотой жизни.
Немного жаль, что ничего не получила картина «Химера» молодого итальянского режиссера Аличе Рорвахер. У нее, начиная с картин «Чудеса» и «Счастливый Лазарь», сложился свой оригинальный стиль средиземноморского магического реализма. Новая картина рассказывает об археологах и мошенниках, одни совершают этрусские раскопки, другие тут же на этом наживаются. Но все равно Аличе в тренде, и это радует.
Конечно, нас не может не волновать вопрос: почему казахское кино не представлено в этом году на Лазурном берегу? Все-таки у нас хорошая история складывалась в последние годы в Каннах: в 2018 Самал Еслямова получила приз за «Лучшую женскую роль» в фильме «Айка», до этого в 2008 «Тюльпан» Сергея Дворцевого удостоился Гран-при в «Особом взгляде». Адильхан Ержанов дважды участвовал в Каннах – с «Хозяевами» в 2014-м и с «Ласковым безразличием мира» в 2018-м. Дважды Дарежан Омирбаев был представлен в Каннах – в 2012-м с картиной «Студент», и в 1998-м «Киллер» получил Гран-при в «Особом взгляде».
Это означает, что как минимум трех наших режиссеров ждут с новыми фильмами в Каннах. Также нужно помогать молодым продвигать их картины на все четыре программы Каннского кинофестиваля. Так что шансы у нас есть, нужны осознанные усилия со стороны творцов и государства.
Гульнара АБИКЕЕВА