245

Кривое зеркало экрана

Как вывести кинематограф Казахстана из ступора?

НЕСМОТРЯ НА ПРИНЯТЫЙ В НАЧАЛЕ 2019 ГОДА «ЗАКОН О КИНЕМАТОГРАФИИ», КАЗАХСТАНСКОЕ КИНО ПО-ПРЕЖНЕМУ НАХОДИТСЯ В СОСТОЯНИИ КРИЗИСА. ОБЩАЯ СУММА ГОСРАСХОДОВ НА ПРОИЗВОДСТВО НАЦИОНАЛЬНЫХ КАРТИН С 2001 ПО 2020 ГОД СОСТАВИЛА ПОРЯДКА 65 МЛРД ТЕНГЕ И ВЫРОСЛА БОЛЕЕ ЧЕМ В 16 РАЗ. А КОЛИЧЕСТВО ПРОИЗВЕДЕННЫХ КАРТИН ЗА ЭТОТ ЖЕ ПЕРИОД УВЕЛИЧИЛОСЬ ЛИШЬ В 2,8 РАЗА. [газетная статья]

Канат Торебай.
Канат Торебай.

Динамика роста объемов госфинансирования производства национальных фильмов в 5,7 раза превышает динамику роста количества произведенных кинокартин. О крупных же успехах казахстанских кинорежиссеров на фестивалях класса А, к сожалению, пока говорить не приходится. За годы независимости лишь две из профинансированных госбюджетом картин добились международного признания. В 2010 году фильм Ермека Турсунова «Келин» вошел в шорт-лист кинопремии «Оскар», а в 2019-м лента Фархата Шарипова «Тренинг личностного роста» завоевала Гран-при московского МКФ.

ЗАКОН НЕПРЯМОГО ДЕЙСТВИЯ

Согласно принятому закону, в 2019 году был создан Государственный центр поддержки национального кино в форме некоммерческого акционерного общества (НАО ГЦПНК), который стал единым оператором выделяемого на развитие киноиндустрии бюджета. Стоит отметить, что устав НАО ГЦПНК содержит такой вид деятельности, как «реализация политики Республики Казахстан в сфере кинематографии», что, безусловно, является государственной функцией и одной из задач МКиС РК, которая, по идее, не может быть делегирована акционерному обществу.

При этом в принятом законе есть упоминание об уполномоченном органе, на который возложены основные функции по развитию киноиндустрии страны и его компетенции, однако наименование этого органа не прописано. Также согласно уставу НАО ГЦПНК поручены несколько функций, которые подразумевают извлечение дохода: например, «прокат и показ национальных фильмов», но отсутствуют регламент и нормативы. На ГЦПНК также возложена обязанность по выплате субсидий иностранным кинопроизводителям – до 30% стоимости товаров, работ и услуг на территории РК, но не указаны механизмы их предоставления.

В законе отсутствует пункт о кинокомиссиях, которые должны стать одной из главных составляющих механизма по выплате субсидий. Зато прописано обязательное введение единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС), хотя при этом не указан порядок ее внедрения. Также в законе не нашлось ни слова о регулировании, поддержке и стимулировании сферы кинопроката и статусе национальной киностудии «Казахфильм».

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Решения по государственной финансовой поддержке кинопроектов должен выносить экспертный совет при ГЦПНК. Согласно принятому закону он имеет лишь совещательно-рекомендательные полномочия и не несет ответственности за свои решения. Решения же Межведомственной комиссии по вопросам госфинподдержки национальных фильмов также носят лишь рекомендательный характер. Словом, закон РК «О кинематографии» нуждается в серьезной доработке, необходимо внесение ряда изменений и дополнений, чтобы он наконец заработал.

С момента создания Государственного центра поддержки национального кино прошло два года, проделан определенный объем работ. В 2019 году киноцентр объявил первый конкурс (питчинг) кинопроектов. Было подано 109 заявок, профинансировано 17 кинопроектов на общую сумму 7 068 077 746 тенге. На втором питчинге в 2020 году рассмотрено уже 226 заявок, госфинподдержку получило 39 кинопроектов с общим бюджетом 5 358 315 029 тенге. На питчинг 2021 года подано 503 заявки, при этоместь вероятность, что в этом году на запуск новых фильмов не будет выделено денег вообще, за исключением пары-тройки юбилейно-идеологических кинопроектов из внебюджетных резервов.

В это же время на техническую модернизацию «Казахфильма» выделено несколько миллиардов тенге. На дворе XXI век, практически ежегодно обновляются технические форматы и оборудование. Есть ли смысл вбухивать миллиарды в «железо», которое уже через пару лет устареет технологически? Тем более что рынок все расставил по местам – частники, конкурируя, предлагают в аренду оборудование на любой вкус по вполне приемлемым ценам.

Кстати, киностудия «Казахфильм» самостоятельно не произвела ни одного фильма за последнее десятилетие. Все ленты с логотипом «Казахфильма» выпущены частными компаниями-подрядчиками. Притом что согласно принятому закону два года существует единый оператор в сфере кино – ГЦПНК, киностудия до сих пор получает внушительные суммы на кинопроизводство напрямую из МКиС. Более того, известно, что в недрах МКиС разрабатывается новая госпрограмма, которая предусматривает прямое выделение финансовых средств «Казахфильму». Но почему в обход закона «О кинематографии»? Можно же внести дополнение в этот закон, предусматривающее квоту на производство фильмов национальной киностудией! Сейчас же налицо искусственно созданный конфликт интересов между двумя госучреждениями – НАО ГЦПНК и АО «Казахфильм».

КУДА ИСЧЕЗЛА «ЕВРАЗИЯ»

Начиная с 1998 года государство регулярно финансировало международный кинофестиваль «Евразия» (МКФ), занявший достойное место на карте мирового кино. Он признан Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF) – авторитетной международной организацией, в которой по состоянию на 2019 год было аккредитовано всего 46 МКФ. И это притом что различных фестивалей в мире насчитывается более 6000.

В 2020 году МКФ «Евразия» не проводился из-за пандемии. В 2021-м ГЦПНК выступил с инициативой провести «Евразию» в городе Туркестан в формате фестиваля тюркоязычного кино с целью презентации одного из древнейших городов страны как духовной столицы тюркского мира. К сожалению, эта идея не нашла поддержки.

Проблем и нерешенных вопросов в сфере отечественного кино достаточно. На мой взгляд, чтобы их решить, нужно вывести киноотрасль из подчинения МКиС РК с подотчетностью напрямую правительству (как Госкомитет по кинематографии в прошлом) или обеспечить ей полную юридическую и финансовую автономию в рамках министерства. Государственный центр поддержки национального кино, киностудия «Казахфильм», «Госфильмофонд», возрожденный «Госкинопрокат», специализированный государственный киновуз будут жизнеспособны только в единой связке. Это позволит гибко реагировать на потребности рынка и активно использовать влияние кино на зрительскую аудиторию в целях воспитания и продвижения актуальных идеологических ценностей.

А КАК У НИХ?

7 АПРЕЛЯ 2021 ГОДА УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА УЗБЕКИСТАНА ОПРЕДЕЛЕНЫ ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КИНЕМАТОГРАФИИ:

  • формирование киноискусства в качестве стратегического источника культуры и духовно-просветительской жизни общества;
  • совершенствование системы господдержки киноиндустрии на основе рыночных принципов;
  • развитие киноиндустрии в качестве отдельной отрасли экономики;
  • создание эффективной системы подготовки кадров, повышения квалификации творческих деятелей и технических работников сферы кинематографии.

Этим же указом образовано Агентство кинематографии РУ и учрежден ежегодный ташкентский международный кинофестиваль «Жемчужина Шелкового пути». Также создается некоммерческая организация Центр развития национальной кинематографии (аналог нашего НАО ГЦПНК). Очевидно, что наши соседи не только перенимают полезный опыт у казахских коллег, но и предпринимают дальнейшие шаги в сторону развития национальной кинематографии. Неудивительно, если завтра Узбекистан станет лидером киноиндустрии в регионе ЦА и на пространстве СНГ.

В итоге хочется еще раз сказать: без выверенной, продуманной государственной политики в сфере киноиндустрии невозможно развитие отрасли и создание качественных фильмов, соответствующих национальным интересам.

Канат ТОРЕБАЙ, кинопродюсер, заслуженный деятель РК

Оставить комментарий (0)
Конкурс Королева Бензоколонки

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество