833

Кинокадры решают всё

Как не потерять славное наследие «Казахфильма»

Летний период – обычно самое горячее время для кинематографистов. Однако в нынешнем сезоне все проекты «Казахфильма» были остановлены из-за «короны». Зато в это же время вокруг короны самой киностудии разгорелись нешуточные страсти, ничем не уступающие знаменитому сериалу «игра престолов». 2020 год войдет в историю как год противостояний и конфликтов, череды скандалов и взаимных обвинений. О том, почему так получилось и что лежит в основе этих событий, размышляет управляющий директор киностудии «Казахфильм» , кинопродюсер, заслуженный деятель РК Канат Торебай. [газетная статья]

РЕЖИМ КОНСЕРВАЦИИ

– К сожалению, в этом году из-за пандемии, вызванной коронавирусом, почти все кинокартины, запущенные в производство киностудией (а это шесть полнометражных фильмов) вынужденно находятся в режиме консервации, – рассказал нам Канат Аширбекович. – Что же касается хронической конфронтации в отечественном кинематографе, то, на мой взгляд, этому есть несколько причин. Во-первых, нельзя рассматривать казахстанский кинематограф в отрыве от сегодняшних реалий и проблем всего общества в целом. Отечественное кино делается не на другой планете, всё, что происходит в этой сфере – это зеркальное отображение процессов, происходящих в стране. Отсутствие внятной государственной культурной политики, каких-то чётких идеологических установок, не всегда продуманные реформы в сфере кинематографа, непрофессиональный подход чиновников к решению накопившихся за многие годы проблем, непрозрачность в отборе проектов и распределении госзаказа – всё это и привело к созданию целой цепочки конфликтных ситуаций. Также я вижу причину создавшегося положения в профессиональных разногласиях по поводу подходов к развитию национального кино в целом. Разделение на группировки и острая фаза конфронтации начались в 2019 году, после вступления в силу Закона о кино. Над этим законом работал очень ограниченный круг людей. И если на «круглых столах» и различных слушаниях по проекту закона и озвучивались идеи кинематографистов, то в финальную версию закона попала лишь очень малая часть их предложений. Приведу простой пример: в принятом Законе о кинематографе национальная студия «Казахфильм» даже не упоминается. Зато большой раздел посвящен Госцентру поддержки национального кино, в руки которого было отдано распределение финансов на производство кинокартин.

Канат Торебай
Канат Торебай Фото: из газетных материалов

В адрес национальной киностудии сейчас также звучит много недобрых слов, в том числе – обвинения в коррупции, завышении бюджетов, воровстве и т.д. И всё это – на фоне достаточно низких результатов съёмочной работы и слабой творческой продуктивности. Но тут важно, на мой взгляд, с водой не выплеснуть ребенка. Киностудия «Казахфильм» – один из немногих брендов, которыми по праву гордится наша страна. Мы до сих пор с удовольствием смотрим фильмы, созданные корифеями отечественного киноискусства. Считаю нужным отметить, что достаточно тяжёлое положение, в котором сейчас пребывает студия, возникло не сегодня и не вчера. Репутация непрозрачной и коррумпированной структуры сложилась далеко не за последние девять месяцев, с момента прихода президента киностудии Армана Асенова. Из девяти месяцев его руководства студией «Казахфильм» чуть ли не полгода находился под всевозможными проверками (различного рода аудиты, Счетный комитет, антикоррупционная служба и т.д.), потом были объявлены ЧП и карантин. О каком производстве и о каких съёмках могла идти речь? Я не призываю к люстрации, прошу понять меня правильно, но нужно понимать, что репутация складывается годами и имидж «Казахфильма» на сегодняшний день – это результат деятельности за предшествующие два десятилетия. Несмотря ни на что, я уверен, что «Казахфильм» им. Шакена Айманова имеет право на жизнь, и мы ещё будем гордиться нашими фильмами, произведенными на этой студии.

СЦЕНАРИЙ ВЫЖИВАНИЯ

– В прошлом году судьба и самой киностудии висела на волоске. Что удалось сделать, чтобы предотвратить худший вариант развития событий?

– Несколько лет «Казахфильм» стоял в списке на приватизацию. В сентябре 2019 года уже должен был состояться аукцион. Также до лета прошлого года Министерство культуры и спорта РК вынашивало проект строительства новой киностудии «Астанафильм» в Нур-Султане. Но летом 2019 года председателю Союза кинематографистов РК Ермеку Турсунову удалось встретиться с президентом нашей страны Касым-Жомартом Токаевым и убедить главу государства в том, что идея создания главной киностудии страны в столице нежизнеспособна и этот проект в принципе – «второй ЛРТ». Благодаря вмешательству президента на идее строительства «Астанафильм» был поставлен крест, а «Казахфильм» – вычеркнут из списка объектов, подлежащих приватизации.

«Отсутствие внятной государственной культурной политики, каких-то чётких идеологических установок, не всегда продуманные реформы в сфере кинематографа, непрофессиональный подход чиновников к решению накопившихся за многие годы проблем, непрозрачность в отборе проектов и распределении госзаказа – всё это и привело к созданию целой цепочки конфликтных ситуаций».

В августе 2019 года Арман Асенов был назначен новым руководителем «Казахфильма» – с задачей вывести киностудию из кризиса. На тот момент не было практически никаких каналов финансирования студии. Тем не менее за это время удалось не остановить производство, достроить самый большой в Центральной Азии павильон Green Box для компьютерных съёмок. Были оптимизированы расходы, разработана программа технической модернизации «Казахфильма» и даже продвинута и согласована с Минкультуры, Минфином и Миннацэкономики. Эта программа включает в себя полное техническое и технологическое переоснащение и капитальный ремонт некоторых зданий. Представьте себе: уникальное здание двухпавильонного корпуса с момента постройки в 1969 году не знало капитального ремонта! До сих пор отопление на студии не газифицировано, в ХХI веке для этой цели всё ещё используется солярка… Очень важно, что нам удалось сохранить коллектив, во время карантина и ЧП сотрудники киностудии продолжали получать зарплату. Киностудия «Казахфильм» – это 150 человек штатных сотрудников, около 15 тыс. квадратных метров помещений, почти 17 гектаров территории. Раньше у студии был ежегодный госзаказ на сумму около 7 млрд. тенге, часть этой суммы (около 10-15%) покрывала расходы на её содержание. Но на первом же питчинге, проведенном Госцентром поддержки национального кино, «Казахфильм» получил лишь два полнометражных фильма с бюджетом 500 млн. тенге. На втором питчинге ни одной полнометражной картины «Казахфильм», к сожалению, не добился.

– Возможно, такая большая территория в удобно расположенной, экологически чистой части города по-прежнему когото привлекает?

– Идея создания киностудии «Астанафильм» была отклонена. Но не исключено, что те, кто стоял за этой идеей и хотел в конечном счёте приватизировать «Казахфильм», теперь намерены добиться своего через банкротство киностудии. За прошедшие годы было немало примеров, когда предприятия, которые могли быть вполне успешными, намеренно приводились к банкротству и затем приватизировались за сущие копейки. В их числе АДК, АХБК, АЗТМ и многие другие. Не исключено, что такой же сценарий готовился и для «Казахфильма», и его всё ещё пытаются реализовать.

КИНОСТАРТОВАЯ ПЛОЩАДКА

– Какой выход вы видите из этой перманентно-критической ситуации?

– На мой взгляд, корень проблемы в том, что в стране нет четкой стратегии в области культурной политики. В сфере кино, в частности, необходимо окончательно определиться: нужна ли стране киностудия «Казахфильм», один из немногих уцелевших национальных брендов? Я считаю, что основной путь решения всего комплекса проблем – в прозрачности отбора кинопроектов и распределения финансов. Именно для обеспечения прозрачности, по сути, и был создан Госцентр поддержки национального кино. Но решения по-прежнему принимаются кулуарно. По моему, если фундамент отрасли кривой, то будет кривым и всё здание. Госцентр показывал в прямом эфире только защиту кинопроектов. И на этом его прозрачность закончилась. Заседания и обсуждения экспертного совета – тайна за семью печатями. Окончательные решения о запуске фильмов принимала межведомственная комиссия, мы опять же – можем только догадываться о том, как это происходило. Раз за разом встаёт вопрос: почему «Казахфильм» с его многолетним опытом и огромной базой, техническими мощностями, штатом специалистов и т.д. проигрывает безвестным ТОО и ИП, за которыми нет ни одной картины и которые созданы только для участия в питчинге?

Признавая наличие всех этих проблем, я убеждён, что нам нужно национальное кино, нужен госзаказ. Я уверен, что «Казахфильм» с его специалистами необходим стране, и он может стать конкурентоспособным на рынке – нужно лишь поставить его на ноги. По разнообразию ландшафтов и развитию киноинфраструктуры Казахстан выигрывает у множества стран. Мы можем стать одной из ведущих мировых площадок для киносъёмок, и создать её можно только на базе «Казахфильма». Что же касается противостояний и конфликтов – я хочу призвать коллег к созидательному труду на ниве отечественного кинематографа. Те, кто придёт после нас, будут судить нас по нашим произведениям, по нашим фильмам. Да, в творческой среде иногда неизбежны какие-то внутрицеховые споры и дискуссии. Но пусть они касаются только творческих разногласий.

Олег БЕЛОВ

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество