С большим удовольствием я пересматриваю старые советские фильмы. От них исходит особая душевная теплота. Хочется вернуться в то время, когда деревья были большими и любой прохожий мог уверенно сказать, «где находится нофелет» [газетная статья].
Новость о том, что 3 августа 2023 года сердце замечательной актрисы Ирины Мирошниченко остановилось, сковало печалью многих поклонников ее таланта. В 32-м номере газеты «АиФ Казахстан» вышла статья «Ее сладкое слово – свобода», которую я прочитал на одном дыхании. Уходят легендарные актеры и вместе с ними целая эпоха. Мне особенно нравится роль Ирины Петровны в фильме «Вам и не снилось». Играть в картине ей пришлось после серьезной аварии. Но Мирошниченко смогла продемонстрировать блестящую актерскую игру.
Когда мне становится грустно на душе, я включаю этот старый советский фильм и начинаю верить в любовь, в людей, в доброе и светлое начало. Передо мной лежат пожелтевшие от времени фотографии. На них можно узнать самого обаятельного «джентльмена дачи», отважного командира советского «Экипажа» и других любимых актеров той поры. Их объединяет не только то, что они кумиры театра и кино, но и то, что в разные годы посещали с гастролями мой родной город Абай в Карагандинской области.
Незабываемые встречи проходили в кинотеатре «Юбилейный», где актеры читали стихи, рассказывали интересные эпизоды съемок. Зрительный зал никогда не был пустым. Абайцы с теплотой в сердце вспоминают проводимые в кинотеатре творческие встречи с
ым, Георгием Жженовым, Людмилой Гурченко, Борисом Щербаковым, Петром Вельяминовым, Александром Панкратовым-Черным, Михаилом Кононовым и многими другими актерами.
За несколько дней до приезда артистов на специальной тумбе кинотеатра вывешивалась афиша, которая сама по себе была произведением искусства. Ее от руки рисовали художники. В день проведения творческой встречи невозможно было достать билетов. Артисты пели и танцевали, нескончаемым ручейком лились из зрительного зала записки с вопросами. Культурная жизнь нашего городка играла новыми красками. Иногда мы по несколько раз пересматривали один и тот же фильм, а я имел возможность даже проследить за работой киномеханика, так как моя мама тогда трудилась в этой должности. Сейчас этот кинотеатр прекратил свою деятельность.
К сожалению, во многих современных фильмах преобладают насилие и жестокость. В погоне за зрительской аудиторией, продюсеры, взяв за основу сюжеты западных блокбастеров, выпускают их бледные копии. Героями становятся персонажи, находящиеся не в ладах с законом. А ведь даже Остап Бендер призывал всех чтить Уголовный кодекс.
Все это напоминает сюжет фильма «Человек с бульвара Капуцинов», когда после небольшой отлучки киномеханика, демонстрировавшего только добрые фильмы, ему на смену приезжает человек, который привозит с собой тяжелые бобины со сценами драк. Очень не хочется, чтобы это повторилось. И надежда есть! В нашем кинематографе появляются интересные фильмы, посвященные Казахскому ханству, историческим деятелям Казахстана. Постепенно отечественная киноиндустрия начинает набирать обороты и наши ленты становятся призерами международных фестивалей. Будем надеяться, что отлучившийся киномеханик вернется к нам с добрыми фильмами.
Кайрат Блялов