Рустам Мусин известен не только как гитарист группы URKER, но и как руководитель одной из крупнейших казахстанских компаний, занимающихся проектированием и оснащением театральных и концертных площадок [газетная статья].
– Рустам, почему, на ваш взгляд, в Алматы до сих пор нет современного концертного зала для поп-исполнителей? Им приходится выступать либо на стадионе «Алматы Арена», где не приходится говорить об акустике, либо во Дворце республики, который изначально создавался как зал для партийных съездов.
– Это наследие советской эпохи. В Москве «Крокус Сити Холл» был построен частными инвесторами лишь в 2009 году. Правда, там существовал и концертный зал «Олимпийский», который сейчас на реконструкции. В основном в постсоветских городах большие концерты проходят на стадионах, и Казахстан не исключение. Здесь есть различные причины. Во-первых, у нас не развита индустрия международных музыкальных туров. Мы всегда находились вдали от традиционных маршрутов мировых исполнителей. Собственно, многие из них и не едут к нам из-за отсутствия большого концертного зала.
Здесь вступают в силу законы экономики. Для того чтобы привезти в не очень вместительный Дворец республики звезду средней величины, нужно заплатить артисту около 100 тыс. долларов. Помимо гонорара следует посчитать накладные расходы, это реклама, транспорт, проживание, аренда зала и оборудования. В итоге билеты могут стоить по 50 тыс. тенге и даже больше.
Безусловно, тот, кто первый построит большой концертный зал в Алматы, сорвёт джекпот. Но это очень затратный проект. Он включает стоимость земли, постройки здания, техническое оснащение. Это под силу только госбюджету или каким-то крупным корпорациям, у которых сейчас, видимо, другие приоритеты. Все музыканты были бы рады созданию подобного концертного зала. Я надеюсь, в ближайшие лет пять это всё-таки произойдет. Об этом уже ведут разговоры финансовые и промышленные группы страны.
Однако самого зала недостаточно. Необходим системный подход. Помимо того, чтобы сделать большой концертный зал на 10-12 тыс. мест, нужно предусмотреть и логистику и прежде всего удобную доставку зрителей. К нему должны быть проложены удобные маршруты общественного транспорта. Там должен быть большой паркинг. Достаточно вспомнить ситуацию с «Алматы Ареной». Казахстан построил самую большую крытую арену в Центральной Азии, но не подвел к ней метро. В итоге во время каждого концерта прилегающая к арене часть города становится парализованной из-за огромных пробок. Поэтому к месту строительства концертного зала необходимо заранее подвести коммуникации, прежде всего метро или скоростной трамвай, даже если он будет располагаться за городом.
Отто ВАЙСКОПФ