Примерное время чтения: 5 минут
40

Сокровища рядом с нами  

В каждой области Казахстана есть свои художественные сокровища, о которых можно рассказать всей стране. В этот номере газета «АиФ Казахстан» открывает новую рубрику «Жемчужина коллекции». В ней мы будем рассказывать об удивительных экспонатах, хранящихся в музеях и частных коллекциях в разных регионах страны, а также об архитектурном наследии. Присоединяйтесь! Нам есть чем гордиться. Открывает рубрику рассказ нашего корреспондента в Караганде Кайрата Блялова о картине Абылхана Кастеева [газетная статья].

ВОСПЕВАЯ ТРУД И ПРИРОДУ

В этом году отмечается 120-летие со дня рождения народного художника Казахской ССР, основоположника казахского изобразительного искусства Абылхана Кастеева. Мастер кисти оставил богатое творческое наследие, включающее сотни живописных полотен, тысячи рисунков и акварельных работ, выполненных в различных жанрах.

Его творения бережно хранятся в Государственном музее искусств РК, которому присвоено имя первого народного художника Казахстана. В золотом фонде Карагандинского областного музея изобразительного искусства находится панорамное полотно «Социалистическое животноводство», написанное А. Кастеевым в 1947 году.

В 40-50 годы Абылхан Кастеев создал целую серию картин, посвященную теме сельского хозяйства. За серию акварелей «На земле Казахстана» художник был награжден Государственной премией Казахской ССР имени Чокана Валиханова. Одна из них – произведение «Социалистическое животноводство», где художник гармонично соединил эпичность замысла и лиричность пейзажа.

– В 60-е годы ХХ века картины советских художников от дирекции художественных выставок города Алматы поступили в фонды Карагандинского историко-краеведческого музея. В то время произведения известных авторов распространялись по всем регионам республики. В 1988 году состоялось открытие Карагандинского областного музея изобразительного искусства, поэтому живописные полотна стали направлять к нам. Картина «Социалистическое животноводство», а также произведение «Дунганин» кисти Николая Хлудова, в художественной мастерской которого молодой Абылхан овладевал основами рисунка и живописи, передали в наш музей в 2011 году. Они вошли в золотую коллекцию нашего фонда. Несмотря на то что картина «Социалистическое животноводство» исполнена автором по государственному заказу, Кастеев вложил в нее всю свою душу. Стояла задача продемонстрировать развитие животноводческой отрасли и героический труд чабанов. И мастер прекрасно с ней справился, – рассказывает главный хранитель музея изобразительного искусства Дамели Данкеева.

ОТ ПАСТУХА ДО ХУДОЖНИКА

Картина мастера «Социалистическое животноводство» – это панорама на джайляу в летнюю пору. Абылхан Кастеев воспевает красоту родной природы. Он тщательно выписывает детали, внимателен к образам своих современников, поэтизируя их взаимоотношения и быт. Произведение написано в стиле социалистического реализма, славящее трудовой подвиг советских людей. В детские годы Абылхан трудился пастухом. Еще будучи батраком у баев, юноша рисовал. Мальчик отлично знал, как нелегко быть чабаном. На переднем плане картины в правом нижнем углу сидят трое мужчин. Почтенный аксакал, мужчина средних лет и юноша. Кастеев мастерски отображает три возраста мужчин, словно подчеркивая преемственность поколений. Животноводы внимательно слушают аксакала. Убеленный сединой ветеран за разговором дает дельные советы чабанам. На голове старца традиционный казахский головной убор – борик, отороченный мехом. Юноша одет в белую рубаху, на голове тюбетейка. На костюме зрелого и опытного чабана с левой стороны красуются медали. Одна из них высшая государственная награда, это орден Ленина, означающая что портретируемый передовик. В руках мужчина держит сложенную вдвое камчу. Несмотря на выдавшуюся свободную минутку отдыха, он в любую минуту готов сесть на коня, чтобы решать хозяйственные дела. Нижнюю часть тела людей скрывают высокие травы и цветы. Чуть дальше от людей пасется запряженная лошадь.

За группой мужчин на просторе степи художник изображает стада коров, косяки лошадей, отары овец. Есть и верблюды. Как известно, казахи – кочевой народ, поэтому отображение четырех видов скота на полотне подчеркивает особый социальный статус профессии чабана, а также демонстрирует развитие сельского хозяйства в республике.

Стоит отметить, что Кастеев создал целую серию работ, посвященную обычаям и традициям казахского народа. И конечно же, внутреннему убранству казахской юрты. Вот и в рассматриваемом произведении художник поместил небольшой аул с четырьмя белыми юртами. При этом автор внимателен к деталям. Между юртами ходят люди, стоит грузовая машина. У подножия холмов протекает река. На дальнем плане холмы и горная гряда с заснеженными вершинами, растворяющаяся в голубоватой дымке дневного света. По светло-голубому небу летят легкие белые облака. Художник живописно отображает цветущую степь, ее холмистые изгибы. Кое-где голубыми островками на зеленой траве выделяются небольшие водоемы.

Передний план заявлен торжественным присутствием степной красоты – полевых цветов с их удивительной палитрой. В правом нижнем углу картины имеется авторская подпись: «Абылхан Кастеев. 1947».

Отдавая дань уважения первому народному художнику, сотрудники Карагандинского областного музея изобразительного искусства в начале февраля текущего года организовали выставку «Жемчужины изобразительного искусства», посвященную 120-летию основоположника казахского изобразительного искусства Абылхана Кастеева и 95-летию народной художницы Казахстана Гульфайрус Исмаиловой. Экспозиция картин из фонда музея вызвала большой интерес у карагандинцев.

Кроме того, в храме искусств сотрудники музея организовали концертную программу, в которой приняли участие фольклорный ансамбль «Думан сазы» детской музыкальной школы №1 клуба ЮНЕСКО города Караганды, учащиеся Детской школы искусств клуба ЮНЕСКО села Дубовка, карагандинской школы-гимназии имени Шакарима Кудайбердиева. Цель мероприятия – наполнить учащихся знаниями о казахском художнике Абылхане Кастееве и Гульфайрус Исмаиловой, ознакомить школьников с произведениями мастеров кисти, привить любовь к национальному искусству.

Безусловно, картины мастера – это признание в любви к родной земле и людям, выражение его стремлений к счастливой жизни народа, служению которому он посвятил все свое творчество.

Кайрат БЛЯЛОВ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)