Введение льготных условий по покупке автомобиля вызвало ажиотаж среди населения. Однако выбор доступных моделей оказался меньше, чем ожидалось, сообщает портал qogamnews.kz.
Новая программа льготного автокредитования была открыта 16 мая 2022 года.
Напомним, что казахстанцам предлагаются следующие условия:
процентная ставка – от 4%, при этом годовая эффективная ставка вознаграждения начинается от 4,1%;
сумма займа – можно получить до 10 млн тенге, при этом сам автомобиль должен быть не дороже 15 млн тенге. А разницу между ценой и займом должен покрыть сам покупатель;
срок кредита – до 7 лет;
первоначальный взнос – отсутствует.
Однако после официального запуска программы стали возникать сообщения о нарушениях со стороны банков и автосалонов.
О возникших сложностях программы и опасениях казахстанцев рассказал главный редактор журнала «За рулем» в Казахстане Алексей Алексеев.
Что с дополнительным оборудованием
Среди жалоб населения отмечалось навязывание установки дополнительного оборудования.
Также стали возникать слухи о том, что функции ГЛОНАСС и ЭВАК устанавливаются за дополнительную плату и влияют на стоимость машины в автосалоне. При этом якобы сами они необязательны и не работают.
Однако, эксперт отмечает, что функции ГЛОНАСС и ЭВАК работают на всей территории страны.
«Их функции были законодательно приняты на межправительственном уровне в рамках ЕАЭС. Все новые автомобили с завода оснащаются ими. Используются эти системы в случае аварии – с помощью одной кнопки вызываются спасательные службы», – заявил он.
При этом, Алексей Алексеев отмечает, что стоимость данных систем входит в комплектацию автомобиля, и никто не может принуждать их ставить отдельно.
То есть это оборудование является обязательным и изначально включено в стоимость машины, поэтому не имеет смысла пытаться от них отказываться.
Почему список моделей сократился
В рамках предыдущего льготного автокредитования казахстанцы могли рассчитывать на покупку одной из 38 моделей марок Hyundai, KIA, Chevrolet, JAC, Renault, УАЗ и Lada.
Однако в новой программе модельный ряд доступных машин сократился.
«Выросли цены, и поэтому сократился список моделей за 10 млн тенге.
Подавляющее число покупателей не хотят доплачивать, они хотят прийти в дилерский центр и «бесплатно» купить автомобиль. В этом плане доступный модельный ряд сократился.
Также из-за подорожания автомобилей уменьшилось число моделей, соответствующих критерию программы по уровню до 15 млн тенге», - сообщает эксперт.
При этом, он отмечает, что выделенных государством денег хватит на 15-20 тысяч автомобилей, а в очереди уже накопилось около 15 тысяч покупателей.
Из-за этого продвижение заявок будет зависеть от наличия автомобилей, а с этим сейчас у многих дилеров проблемы: время ожидания может составить от 3 до 6 месяцев. Однако казахстанцев призвали не паниковать из-за очереди на автокредит.
Также Алексей Алексеев отметил, что вместе с высокими ценами на машины возникают сложности со стоимостью КАСКО: казахстанцы жаловались на то, что страховку приходится оплачивать сразу за весь период кредитования.
«Преимущество одно – беспрецедентно низкая ставка. Для сравнения, обычная ставка автокредитования сегодня – 33-35%», – отмечает эксперт.
Напомним, что ранее аналитики рассказали о положительном и негативном влиянии льготного автокредитования для населения Казахстана.