Официальный представитель алматинского департамента полиции Салтанат Азирбек на специальном брифинге сообщила, что с начала 2023 года в самом большом городе страны произошло 333 ДТП с участием мопедов, при этом были жертвы [газетная статья].
Как сказала г-жа Азирбек, 14 человек в этих ДТП погибли, 355 получили травмы. «Статистика пугающая», – отметила она и добавила, что буквально на днях произошло еще одно ДТП со смертельным исходом на пересечении улиц Розыбакиева – Тимирязева, там мопедист на смерть сбил 59-летнюю женщину.
Что из всего этого следует? Пожелание от представителя полиции: «Очень важно, чтобы каждый участник дорожного движения, в том числе водители мопедов, осознавали свою ответственность, были дисциплинированными. У нас с водителями мопедов пока в этом плане все сложно. Мы проводим рейдовые мероприятия, точечные отработки, принимаем меры, но они и в ночное время нарушают покой граждан».
А вот ещё немного статистики: с начала этого года в отношении водителей мопедов в Алматы составили свыше 10 тысяч административных протоколов и более 1,5 тысячи мопедов отправили на штрафную стоянку за нарушения правил дорожного движения (!). Вы только вдумайтесь в эту цифру: свыше 10 тысяч протоколов. А сколько случаев нарушений мопедистами правил осталось вне поля зрения полиции?
«Полгода тому назад проблему с мопедами уже поднимали, – обратилась к городскому акиму Ерболату Досаеву жительница Бостандыкского района Алматы на встрече 13 июля. – Почему мопедистам не могут запретить ездить по тротуарам? По ним ходят дети, и нам вообще некуда деваться. Мы их просим, чтобы они съехали на дорогу, но они ничего не делают».
И аким ответил… Он напомнил о том, что движение на электросамокатах уже законодательно урегулировали. Теперь на очереди мопедисты, но на это потребуется время: «У нас идёт следующий пакет изменений, связанный с мопедами, электромопедами и в целом транспортом с двигателями до 50 кубометров. Как только у нас законодательство появится, то будет возможность их штрафовать. Вы ведь знаете, что ездят на них в основном доставщики еды, и чтобы успеть выполнить заказ, они готовы нарушить любые правила».
Акима поддержал тогда начальник департамента полиции города Арыстангани Заппаров, который уточнил, что в его ведомстве, совместно со службами доставки разработали специальную программу, которая позволит принимать меры в отношении недобросовестных мопедистов: «Если наши сотрудники будут выявлять нарушения со стороны доставщиков еды, а именно от трех и до пяти нарушений, программу будут блокировать. Это один из видов воздействия на них».
Но! Аким Ерболат Досаев, заканчивая отвечать на вопрос горожанки, подчеркнул, что лучшее решение проблемы – ввести всё же законодательные ограничения и заверил: к осени этот вопрос решат. И вот очень подходит к концу…
Кстати, уже в конце июня этого года в силу вступили поправки в законодательство, которые запрещают водителям мопедов ездить по тротуарам и велосипедным дорожкам. Тогда какие ещё законодательные ограничения имел в виду аким? Что вообще нужно нашей городской полиции, чтобы прекратить эту, не побоимся такого слова, вакханалию на дорогах?
Та же алматинская полиция распространила такую, к примеру, информацию: «Одной из основных опасностей, связанных с использованием мопедов, является их повышенная скорость и мощность. Если мопед имеет объем цилиндра более 50 кубических сантиметров и максимальную конструктивную скорость более 50 км в час, он представляет значительную угрозу на дороге. Такие мопеды способны вызвать серьезные дорожно-транспортные происшествия, которые могут привести к травмам и даже к гибели участников дорожного движения».
Замечательно. Все всё знают, понимают, видят и даже говорят о том, что ситуация безобразная. И вместе с тем: «Альтернативные виды транспорта стали популярны среди молодежи. Только по самым скромным подсчетам, их на дорогах Алматы курсирует свыше 50 тысяч единиц, соответственно, этот фактор негативно сказывается на аварийности в целом», – сообщил старший инспектор по особым поручениям УВВК ДП Алматы Даурен Мырзаханов.
И трагедии на дорогах продолжаются. И вот что ещё сказал г-н Мырзаханов: «Требуется единство усилий со стороны владельцев мопедов и общественности в целом, чтобы обеспечить безопасность на дорогах нашего города. Первым шагом к этому является осознание каждым участником дорожного движения своей ответственности. Я убедительно призываю граждан к неукоснительному соблюдению ПДД».
И это просто классика! Какое «единство усилий», уважаемый старший инспектор? Люди гибнут, понимаете?! Получают травмы, некоторые становятся инвалидами. И это из-за 50 тысяч любителей прокатиться на двух колёсах, причём прокатиться там, где им нравится, где не положено, где они создают опасность для жизни и здоровья людей. Ведь по улицам Алматы действительно стало опасно ходить. Поневоле спросишь: а где же полиция, когда существует реальная угроза безопасности граждан? Может, если она не в силах (или не желает) серьёзно заниматься этим вопросом, то разумнее и вовсе запретить использование этих самых «альтернативных видов транспорта»? Как, например, сделали это в Париже, где запретили электронные скутеры (там мопеды ездят по дорогам, а не по тротуарам, поэтому их запрещать пока не собираются). А запретили скутеры после того, как стало известно, что в 2022 году в ДТП с их участием погибли три человека и 459 получили ранения. Понимаете, трое погибших, а у нас в этом неполном году от мопедистов погибло уже 14!
Так сколько ещё надо нашей полиции жертв, чтобы она наконец сказала «Стоп!» тем, кто не осознаёт свою ответственность? Надеемся, что хоть наша полиция свою ответственность осознаёт…
Сергей КОЗЛОВ