В ПРОШЕДШУЮ ПЯТНИЦУ В ПЕКИНЕ СОСТОЯЛАСЬ ОФИЦИАЛЬНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ ОТКРЫТИЯ XXIV ЗИМНИХ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР. КАК ПОКАЗЫВАЕТ СТАТИСТИКА, СПОРТИВНЫЕ ДЕЛЕГАЦИИ ИЗ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ НА СПОРТИВНОМ ПРАЗДНИКЕ РЕГУЛЯРНО РЕДЕЮТ. ЗАТО СВИТЫ, СОПРОВОЖДАВШИЕ АТЛЕТОВ И СОСТАВЛЕННЫЕ В ОСНОВНОМ ИЗ СЛУГ НАРОДА, СТАНОВЯТСЯ ВСЕ БОЛЕЕ МНОГОЧИСЛЕННЫМИ. ПРАВДА, ЗА НЕБОЛЬШИМ ИСКЛЮЧЕНИЕМ, СЛУЧИВШИМСЯ В 2022 ГОДУ. [газетная статья]
На сей раз откровенно удивил Казахстан. В прошлом году по итогам летних Олимпийских игр в Токио в нашей стране разразился громкий скандал. Отечественная спортивная делегация установила в Японии антирекорд по количеству выигранных наград: 8 бронзовых трофеев и 83-е место в медальном зачете. Зато наша страна выбилась лидеры по количеству чиновников, прилетевших в Токио, чтобы лично поддержать родную команду. Естественно, на остров самураев они прибыли отнюдь не за свой, а за государственный счет.
После токийского фиаско в Казахстане состоялся серьезный разбор полетов. По поручению главы государства Счетный комитет провел аудит эффективности использования бюджетных средств, выделенных на подготовку к Олимпийским играм – 2020 в Токио. Как оказалось, на эти цели истрачено 15,6 млрд тенге.
«Выступление национальной сборной на Олимпиаде свидетельствует в пользу срочных, эффективных реформ в такой важной сфере как спорт», – подчеркнул по итогам токийских игр президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Получили по шапке и чиновники, засветившиеся в столице Японии во время проведения летних Олимпийских игр.
Судя по всему, высокопоставленные слуги народа из нашей страны сделали соответствующие выводы. По крайней мере на зимние Олимпийские игры в Пекин отправилось рекордно малое количество казахстанских чиновников. В КНР в составе делегации вылетели министр культуры и спорта РК Даурен Абаев, его заместитель Серик Жарасбаев и президент НОКРК Тимур Кулибаев. Также в состав делегации вошли 7 сервисменов, 7 сотрудников штаба и 10 врачей. Личное приглашение от председателя КНР Си Цзиньпина посетить торжественную церемонию открытия белых Игр – 2022 получил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
Что касается спортивной делегации Казахстана, то она значительно сократилась по сравнению с предыдущими состязаниями. В Пекине выступят 34 спортсмена, которые представят нашу страну в 9 дисциплинах. Напомним, что четыре года назад в Пхёнчхане от Казахстана за награды боролись 46 атлетов, а в Сочи-2014 – и вовсе 52 «зимника».
Не блещут результатами и представители других центральноазиатских республик. Например, честь соседнего Кыргызстана в Пекине защищает только один спортсмен – горнолыжник Максим Гордеев. Зато его сопровождает весьма представительная делегация: тренер Игорь Борисов, шеф миссии Чолпон Жумагазиева, президент НОК КР Садыр Мамытов и генеральный секретарь НОК КР Кылычбек Сарбагишев. Также столице КНР побывал глава государства Садыр Жапаров.
Аналогичная ситуация сложилась и у наших соседей из Узбекистана. В 2022 году олимпийскую лицензию завоевал всего один атлет из этой страны. Речь идет о горнолыжнике Комилжоне Тухтаеве. Вместе с ним в Пекин отправились итальянский тренер Матия Джианесси, заместитель министра туризма и спорта УР Аваз Каримов и генеральный секретарь НОК УР Ойбек Касымов. На всякий случай они прихватили с собой представителя школы зимних видов спорта, врача-массажиста и пресс-секретаря. Также олимпийский Пекин посетил президент Узбекистана Шавкат Мерзиёев.
«Зимники» из Таджикистана уже восьмой год не могут пробиться на белые Игры. В последний раз представитель этой страны выступал на Олимпиаде в 2014 году в Сочи. На сей раз в Таджикистане рассчитывали на успех горнолыжников Бахриддина Гоибова и Сайдашрафа Эшонова. Но оба кандидата, что называется, пролетели мимо кассы. Поэтому на торжественной церемонии Олимпийских игр – 2022 Таджикистан в VIP-ложе представлял только президент страны Эмомали Рахмонов.
Атлеты из Туркменистана вообще никогда не выступали на зимних Олимпийских играх. Накануне пекинских состязаний в Ашхабаде принялись активно развивать хоккей с шайбой, фигурное катание и шорт-трек. Но о завоевании олимпийских лицензий речи пока не идет. Поэтому в столицу КНР от Туркменистана отправился только глава государства Гурбангулы Бердымухамедов.
Иван РЕЗВАНЦЕВ