Примерное время чтения: 9 минут
1066

Сальто, перевернувшее жизнь

На Олимпиаде-2008 в Пекине Валерий Люкин в скромной белой майке выводил свою дочь на гимнастический помост.
На Олимпиаде-2008 в Пекине Валерий Люкин в скромной белой майке выводил свою дочь на гимнастический помост. из газетных материалов

Крестный отец Валерия Люкина продолжает растить чемпионов в Алматы

ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ – ЗВЕЗДЫ ЗАЖИГАТЬ. ТРЕНЕР ИЗ АЛМАТЫ АЛЕКСАНДР ЛАВРЕНТЬЕВ ПОЧТИ 50 ЛЕТ РАБОТАЕТ С КАЗАХСТАНСКИМИ ГИМНАСТАМИ, АКРОБАТАМИ И ПРЫГУНАМИ НА БАТУТЕ. ЗА СВОЮ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ КАРЬЕРУ ОН ВОСПИТАЛ ДЕСЯТКИ АТЛЕТОВ, ПРЕДСТАВЛЯВШИХ НАШУ СТРАНУ НА ОЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ, ЧЕМПИОНАТАХ АЗИИ И МИРА. В ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ ИМЕННО АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ НАУЧИЛ ЗНАМЕНИТОГО КАЗАХСТАНСКОГО ГИМНАСТА ВАЛЕРИЯ ЛЮКИНА ТРОЙНОМУ САЛЬТО НАЗАД В ГРУППИРОВКЕ, ИСПОЛНЕНИЕ КОТОРОГО ПРИНЕСЛО СПОРТСМЕНУ ИЗ АКТЮБИНСКА МИРОВУЮ СЛАВУ. [газетная статья]

Александр Лаврентьев
Александр Лаврентьев.

ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ КУРСАМИ – К СЛАВЕ

– В те годы я работал тренером по акробатическим прыжкам на дорожке, – рассказывал ветеран казахстанского спорта корреспонденту «АиФ». – На манеже «Спартака» тренировались также воспитанники известного казахстанского специалиста Эдуарда Ярова. В его труппе как раз и занимался Валерий Люкин, переехавший из Актюбинска в Алма-Ату. Он только попал в состав сборной Казахстана, поэтому с акробатической подготовкой у парня периодически возникали проблемы.

В сборной РК у Валерия Люкина не сложились отношения со штатным тренером по акробатике. Тогда-то Эдуард Яров и попросил меня поработать с его перспективным парнем. Я начал сотрудничать с командой гимнастов. Сначала на полставки, затем увлекся – занялся полностью. В итоге переоформил трудовые отношения и окончательно сосредоточился на работе с командой.

– Как возникла идея выполнения в вольных упражнениях тройного сальто назад? Дело в том, что этот уникальный элемент крайне рискован и сложен в исполнении. Как утверждают эксперты, в момент прыжка давление на ноги гимнаста может составлять более 1000 кг!

– Можно сказать, что у нас не было другого выхода. В те годы сборная СССР по спортивной гимнастике считалась мировым лидером. Советская команда автоматически побеждала на любых международных турнирах, в которых принимала участие. Пробиться в элитную команду, сформированную из звезд советской гимнастики, считалось крайне сложно. Чтобы обратить на себя внимание, надо было чем-то выделиться.

Вот мы и решили рискнуть и подобрать для Валерия Люкина уникальный элемент, который не выполнял еще ни один гимнаст в мире. Я порекомендовал ввести в программу тройное сальто назад в группировке. Поговорили с Валерием Люкиным, предложили ему попробовать. Он даже думать не стал, сразу ответил согласием.

– Самое интересное, что первым сложнейший элемент на соревнованиях выполнил украинский гимнаст Юрий Порпленко. Но в классификации Международной федерации гимнастики тройное сально назад в группировке присвоили имя казахстанца Валерия Люкина.

– Действительно, в 1986 году в Ереване на Кубке СССР его исполнил гимнаст из Симферополя Юрий Порпленко. Судьи даже не поняли, что на их глазах произошло историческое событие. Кстати, уникальный элемент украинцу поставил тренер из Павлодара. Получается, что в тот момент мы шли к цели параллельными курсами.

В 1987 году на чемпионате Европы в Москве Валерий Люкин повторил тройное сальто назад. В итоге сложнейший элемент назвали в честь казахстанского гимнаста. Дело в том, что в международной федерации опасаются всякого рода фальсификаций. Поэтому присуждают именные статусы гимнастическим ноу-хау только на состязаниях международного уровня, проводимых под их контролем.

ПСИХОЛОГИЯ И НИКАКОГО МОШЕННИЧЕСТВА

– Удивительно, но за прошедшие 30 лет сальто Люкина на мировом гимнастическом помосте выполнили от силы десяток атлетов.

– Тут все зависит от психологии спортсмена. Одни в экстремальных ситуациях творят чудеса, другие входят в ступор. Помню, работал с парнем, который показывал отличные результаты. Например, он первым в Казахстане на акробатической дорожке выполнил тройное сальто назад с винтом. Затем к нему пришло осознание: элемент-то очень рискованный и сложный, если в стране его никто не делает, значит, и ему не под силу. После этого он категорически от него отказался и упростил свою программу.

– Помнится, чуть раньше Валерия Люкина чудеса в казахстанской гимнастике творил алмаатинец Максим Цыганков.

– Можно сказать, что они – две противоположности. Валерий Люкин – пахарь, достигший спортивных вершин благодаря титаническому труду. Максим Цыганков – талант от бога, настоящий феномен, но со слабым характером. Например, он без подготовки мог на спор выполнить сложнейший элемент, который другим гимнастам приходилось оттачивать на протяжении нескольких лет. Главная «фишка» Максима Цыганкова – он первым в мире на перекладине сделал оборот на одной руке.

Когда наш гимнаст попал в состав сборной СССР, ему пришлось столкнуться с матерыми конкурентами, которые прошли Крым, рым и медные трубы. Они увидели его мощный потенциал и поняли, что талантливый парень реально может потеснить любого из них в борьбе за место в основном составе. В итоге сыграли на элементарной безалаберности Максима Цыганкова. Во время учебно-тренировочных сборов в Подмосковье, проходивших на тренировочной базе на озере Круглом, они хорошенько подпоили новичка, вывели в гостиничный коридор, а сами разбежались по номерам и закрылись. Подвыпивший парень болтался по спортивной базе до тех пор, пока не нарвался на главного тренера сборной СССР Леонида Аркаева. Ау того разговор с нарушителями режима очень короткий: чемодан в руки – езжай домой.

Только представьте, какой талантище был у Максима Цыганкова, если один из самых принципиальных тренеров СССР Леонид Аркаев дал ему второй шанс и вернул в главную команду страны. Увы, тот снова сорвался... После окончания спортивной карьеры Максим Цыганков продолжил злоупотреблять спиртными напитками, получил первый тюремный срок, затем второй… Недавно в казахстанских СМИ писали, что двукратный чемпион СССР по спортивной гимнастике пять лет бомжевал где-то в Алматы.

НЕЗАБЫТЫЕ УРОКИ

– Если не секрет, почему вы отказались от дальнейшего сотрудничества с Валерием Люкиным?

– Наверное, из-за моей излишней горячности. В те годы я был совсем еще молодым специалистом. Мне казалось, что я воспитаю еще с десяток таких гимнастов. Но как показало время, Валерий Люкин – редчайший бриллиант, которых в мире всего единицы. После того как талантливый казахстанский гимнаст вошел в состав сборной СССР, начались для меня непонятные подковерные игры, проявления профессиональной ревности, меркантильные разговоры со стороны коллег: «Обеими руками держись за Люкина, благодаря ему заработаешь много денег и мировую славу».

Откровенно говоря, такие моменты меня выводили из себя. Я ж пришел в гимнастику не для того, чтобы урвать себе побольше материальных благ. Поймите, я тренирую, потому что люблю свою работу. В один момент не выдержал и ушел в свободное плавание.

– Зато после триумфального выступления Валерий Люкин на Олимпийских играх 1988 г. в Сеуле, где он выиграл по две золотые (командные состязания и перекладина) и серебряные (брусья и многоборье) медали, звания заслуженных тренеров в Казахстане раздавали чуть ли не направо и налево. Его получили, наверное, все, кто имел хоть маломальское отношение к подготовке титулованного гимнасту, кроме вас.

– Звание заслуженного тренера получил даже директор стадиона, где тренировался Валерий Люкин. Но про некоторых специалистов, огранивших бриллиант, попросту забыли. Например, про первого тренера чемпиона Юрия Горельника. Награда нашла героя лишь много лет спустя. При встрече я ему сказал, чтобы он не стеснялся, собрал все документы и написал заявление в спорткомитет. Поначалу он отказывался, но потом все-таки прислушался к совету. Спустя годы первому тренеру Валерия Люкина все-таки присвоили звание заслуженного тренера РК.

А вот со мной так и не срослось. Когда я вписал имя титулованного гимнаста в свой послужной список, в Олимпийском комитете РК услышал в ответ: «Сколько же вас, тренеров, одного Люкина готовили?». Дело в том, что время идет, детали забываются, а авторов «победы», наоборот, становится все больше и больше. И даже в среде казахстанской спортивной гимнастике молодые наставники начали задаваться вопросом: а кто же на самом деле поставил Люкиным то самое фирменное сальто? Недавно знакомые ребята побывали в США, где Валерий Люкин сейчас живет и работает. Они встретились с нашим олимпийским чемпионом и лично у него поинтересовались: кто же автор знаменитого элемента, названного в его честь? Он назвал мою фамилию. Для меня, как для тренера, это лучшая похвала.

– После расставания вы с Валерием Люкиным больше не пересекались?

– Увы, нет. Но я уверен, что он прекрасно помнит про наше сотрудничество. В качестве примера расскажу одну любопытную историю. Однажды на соревнованиях я обратил внимание, что молодые гимнасты психологически перегорают перед важными стартами. Я предложил Эдуарду Ярову применить такую психологическую хитрость: выводить спортсменов на помост не при полном параде, как все, а в обычной одежде, в которой работаем на тренировке. Из-за значимости момента гимнасты начинают сильно волноваться. А тут вдруг видят тренера в обычной футболке и трико. В голове щелкнет, что это самая обычная тренировка, и сразу как-то успокаиваются. Знаете, а система-то сработала!

В 2008 году в Пекине Валерий Люкин возглавлял олимпийскую сборную США по спортивной гимнастике. Его дочь в столице КНР завоевала пять наград, одна из которых золотая. И вижу по телевизору, как он выводит ее на помост. Все при параде, лишь Валерий Люкин – в обычной белой майке. В тот момент у меня аж сердце екнуло: ведь запомнил же мой урок!

СПРАВКА

Валерий Люкин в 1992 году вместе с семьей эмигрировал в США. За океаном вместе с чемпионом мира по акробатике Евгением Марченко (Павлодар) создали школу по спортивной гимнастике World Olympic Gymnastics Academy (WOGA). Они подготовили несколько чемпионов и призеров Олимпийских игр: Карли Паттерсон (1 золото, 2 серебра), Ребекку Бросс (0-3-3), Настя Люкина (1-3-1) и Мэдисон Кошан (1-1-0).

Иван РЕЗВАНЦЕВ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых