Примерное время чтения: 9 минут
201

Денис Урубко: встреча с алматинской альпинистской общественностью

Альпинист, журналист и писатель Денис Урубко приехал в Алматы с визитом благодарности.

Напомню: минувшей зимой в Каракоруме он упал в ледовую трещину и обморозил руки. Благодаря инициативе его друга и напарника по сложнейшим восхождениям Борису Дедешеко казахстанцы собрали солидную сумму для спасения рук своего бывшего соотечественника.

Этих денег хватило бы на эвакуацию вертолетом, но из-за непогоды борт не мог вылететь за пострадавшим. Борис Дедешко заказал для Дениса билет в Европу. Этих денег также хватило на лечение, а на оставшиеся средства титулованный горовосходитель приехал в Казахстан, чтобы провести серию лекций студентов факультетов туризма и альпинистской общественности.

«Моя спортивная жизнь не изменилась с переездом, – рассказывает Денис Урубко. – Я тренируюсь по тем лекалам, которым меня учили тренеры ЦСКА Людмила Савина, Дмитрий Греков и Юрий Горбунов. Я моделирую свою жизнь как альпинист и привык переезжать. Я космополит, человек без границ. Как хамелеон, оказываюсь в той краске, в какую окрашена местность. Это выглядит так, словно я хорошо адаптируюсь: когда приезжаю в Казахстан, чувствую себя казахстанцем, когда нахожусь в Италии, чувствую себя итальянцем, а в Польше ощущаю себя поляком. Такое свойство характера выработалось за многие годы. Моя жизнь спортсмена в Казахстане была шикарной, и когда она «шикарно» здесь закончилась, мне пришлось организовать ее на другой территории – в Европе. Там другие цены, и мне пришлось зарабатывать. У меня был кусок хлеба здесь, и я ходил в горы, у меня есть кусок хлеба там, и я хожу в горы. Пришлось расставлять приоритеты, потому что у меня много детей и большая часть средств уходит на их содержание».

Никаких открытий не было, ведь альпинизм везде одинаков. Люди занимаются спортом либо находят свое место в околоспортивной среде. «Условно из ста человек, приобщенных к альпинизму, десять совершают восхождения, из них двое-трое становятся спортсменами, и так везде, – говорит Денис Урубко. – Алматинцы гордятся тем, что живут в мегаполисе под горами, а на самом деле таких мест в мире много, но Казахстан выделается тем, что здесь была база Советского Союза, школа на «Горельнике», альпинистские лагеря. Субсидировался массовый альпинизм, этот вид спорта пустил мощные корни, у селекционеров была возможность отбора. Была могучая школа ЦСКА, и все это позволило выработать программу, по которой в стране росли сильные высотники».

Жизнь в Италии начиналась тяжело: не было денег, но в свое время Дениса Урубко поддержала одна фирма. Во всем себе отказывая, он собирал деньги и приобрел жилье.

«В Италии меня поддержал миллионер Франко Ачербис, – продолжал он. – В этой стране культура альпинизма развита даже больше, чем в Казахстане. Все знают, что происходит в горах, по утрам в кафешках обсуждают, кто куда сходил. И все это на частном уровне, нет такого, что кто-то работает в центре горной подготовки или служит в ЦСКА, и поэтому они ходят в горы. Один архитектор, другой – владелец кафе, третий заклеивает скальные туфли своим клиентам, и на эти деньги они выезжают в горы. Но об этом пишут в газетах, снимаются телепрограммы, издаются книги, проводятся горные фестивали, которые помогают пропагандировать культуру альпинизма. Я живу в Бергамо, в долине реки Серио есть школа альпинизма, где развивают скалолазание, бег с перепадом высот, горные марафоны, ски-альпинизм. Например, в Алматы восхождения на вершины со спуском на лыжах большого развития не получили, а в Альпах это очень популярно. Здесь приоритетом является не подъем на гору, а спуск с горы».

Как стал гражданином Польши
 

Денис Урубко отмечает, что поляки – люди активные и готовы бороться за два процента прибыли. Если поляк видит даже небольшую выгоду, он будет работать.

«В этом плане я похож на поляков: из-за малейшей возможности достичь какого-то успеха буду выкладываться по полной, и когда я познакомился с Богуславом Магрелем, президентом польского альпийского клуба, мы друг друга поняли, – уточнил альпинист. – Это общественная организация, это не федерация альпинизма Польши, которая получает дотации от государства. Богуслав пригласил меня в клуб, он же запустил официальную процедуру для получения мной польского гражданства. Я бываю в Польше, а в Италии меня спонсируют несколько фирм, у меня есть своя маленькая фирма, чтобы я мог платить налоги. Я зарабатываю, отправляю деньги своим детям, а на оставшееся живу и хожу в горы. В организации больших экспедиций мне помогают российские спонсоры, как было и в Казахстане. Я привязан к Алматы, я здесь чужой человек, но все знаю. Когда выходил со своей подругой Марией Карделл из самолета, то первым делом стал показывать ей вершины. Я развивал проект Urubko-camp, потому что ко мне обращались люди из России и просили научить их ходить в горы. Вся базовая техническая подготовка была получена мной в спортивном клубе армии в Казахстане».

Ледовый ад
 

Денис вспомнил зимнюю экспедицию в Каракоруме прошлого года, когда он нанял пакистанского носильщика и все делал сам, а пакистанец Хасан был на страховке.

«В итоге страховка не сработала, я сиганул в трещину на шесть метров и так долго выбирался оттуда, что обморозился», – объяснил горовосходитель.

Денис Урубко шел на снегоступах, потому что работал в одиночку, а протоптать огромный ледник, по пояс в снегу, нереально. То есть на его ботинках не было кошек.

«Когда Хасан провалился в трещину, я его тут же поймал, и он сразу вылез, а когда я провалился в трещину, то оказался заклиненным вниз головой, – продолжал он. – Один снегоступ и одна рукавица сразу слетели. Вылезти я мог только на одном жумаре. Хасан не говорит по-английски, а за день до моего падения он видел, что я упустил второй жумар, но не сказал мне об этом. В итоге я оказался в ледовой трещине с одним жумаром и без кошек. Я поднялся на три метра, а Хасан зачем-то выдал мне веревку, и я снова провалился. То есть человек не альпинист и не знает технических тонкостей, но все же хорошо, что он там был. Парень очень сильный, в итоге он сбросил мне дополнительную веревку, тем самым помогая выбраться из ледового плена».

Они поставили палатку, переночевали, а наутро пошли вниз. Денис Урубко все делал своими обмороженными руками, потому что был на том леднике единственным альпинистом.

«Думаю, что делать дальше, и понимаю: надо бежать вниз, к людям, – рассказывал Урубко. – Вспомнил, как в 2013 году российский альпинист Виталий Горелик заболел зимой на К2, у него был отек легких, по страховке за ним должен был прилететь вертолет. Но нет погоды – нет вертолета, и Виталий умер. А тут пакистанский офицер говорит: мол, ты без моего контроля ничего не можешь сделать, я тебе запрещаю идти вниз, но в итоге я отправил его по известному адресу, и ему пришлось бежать вслед за мной. По счастью, на леднике расположена цепочка армейских лагерей и из Исламабада, где у меня много друзей, дали команду, чтобы меня поддерживали фельдшеры, которые обрабатывали мои руки и делали перевязки».

За два дня Денис Урубко прошел до конца ледника, а в это время в Казахстане Борис Дедешко бил тревогу.

«За мной были готовы выслать вертолет, но нелетная погода, – вспоминал он. – За несколько дней жители Казахстана собрали для меня огромную сумму, за что я очень признателен. Казахстанская школа вложила в меня очень много, в свое время я постарался ответить как тренер, занимаясь с молодежью, и теперь мне кинули спасательный круг. В итоге Борис оплатил мой билет, лечение в Скарду и в Испании, а я думаю: что делать дальше? И понимаю, что надо лететь в Казахстан, чтобы поклониться людям и всему альпинистскому сообществу! А что я могу? Вести лекции, показывать фотографии, рассказывать о своих восхождениях и книгах».

Автор статьи и Денис Урубко проведут 7 июня презентации двух книг в Алматы менеджмент университете. «Погоня за снежным барсом» переиздается в России, в этой книге Урубко рассказал историю первовосхождений в Азии. В 1999 года они с альпинистом Андреем Молотовым выполнили за один сезон сложнейшую программу восхождений на все пять семитысячников Памира и Тянь-Шаня, за что присваивается звание «Снежный барс».

В 2020 году в Италии книга Дениса Урубко «Элегантность эффективности» о людях в горах и взаимопомощи была признана лучшей, получила приз «Золотой репейник», после чего его книги стали активно издавать в Европе и России. А в книге «Анатолий Букреев – «снежный барс» из легендарной команды альпинистов Ерванда Ильинского» есть глава, посвященная Денису Урубко. Автор считает, что судьбы двух известных горовосходителей из разных поколений в чем-то похожи. На презентацию приглашен художник Андрей Старков, сопровождавший в нескольких гималайских экспедициях обоих альпинистов. В книге о Букрееве опубликован его дневник из последней экспедиции Букреева на Аннапурну, и у желающих есть возможность получить сразу три автографа.

Денис понимает, что увлечение горами – занятие рискованное, но он агитирует за здоровый активный образ жизни, говорит о культуре, дружбе и братстве, которые дарит альпинизм.

«Я очень рад, что могу представить историю своих восхождений, рассказать о проектах, которые мы воплотили с Борисом Дедешко, когда выигрывали чемпионаты и удостоились мирового «Золотого ледоруба», когда ходили с Геннадием Дуровым и Сергеем Самойловым, завоевывая «Золотые ледорубы Азии», – резюмировал он. – А для меня внимание людей – это понимание того, что я востребован и как человек кому-то интересен». 

Галина Муленкова

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых