В КАЗАХСТАНЕ ЧИСЛИТСЯ БОЛЕЕ СОТНИ ЗАМОРОЖЕННЫХ СТРОЕК. ТОЛЬКО В АСТАНЕ В 2019 ГОДУ НАСЧИТЫВАЛОСЬ 150 ПРОБЛЕМНЫХ ОБЪЕКТОВ, 90 ИЗ КОТОРЫХ НЕДАВНО УДАЛОСЬ СДАТЬ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ. ЕЩЕ 24 ДОЛГОСТРОЯ ЖДУТ СВОЕЙ ОЧЕРЕДИ В АЛМАТЫ. НО НАСТОЯЩИМИ РЕКОРДСМЕНАМИ СЧИТАЮТСЯ ДВА НЕОКОНЧЕННЫХ СПОРТИВНЫХ ОБЪЕКТА: РЕСПУБЛИКАНСКАЯ БАЗА ОЛИМПИЙСКОЙ ПОДГОТОВКИ (АЛМАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ) И ЦЕНТР ОЛИМПИЙСКОЙ ПОДГОТОВКИ (АСТАНА). ИХ СТРОЯТ УЖЕ БОЛЕЕ ДЕСЯТКА ЛЕТ. ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАЗНЫ ИСТРАЧЕНЫ ДЕСЯТКИ МИЛЛИАРДОВ ТЕНГЕ. ОДНАКО НА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АРЕНАХ ПРОДОЛЖАЮТ БИТЬ РЕКОРДЫ НЕ СПОРТСМЕНЫ, А КОРРУПЦИОНЕРЫ [газетная статья].
ДЕНЬГИ – ЕСЛИ ЕСТЬ, ТО ИХ СРАЗУ НЕТ
– Первый спортивный долгострой в нашей стране случился в конце восьмидесятых годов прошлого столетия в Алматы, – вспоминает экс-генеральный секретарь Федерации легкой атлетики РК, бывший вице-президент Азиатской легкоатлетической ассоциации Алексей Кондрат. – В те годы на перекрестке улиц Аль-Фараби и Достык начали возводить «универсальный спортивно-зрелищный зал на 10 500 мест». Накануне развала Советского Союза уникальный объект уже стоял в черновой отделке. Потом строительство почти на два десятилетия пришлось заморозить. В начале нулевых стадион и вовсе демонтировали, а на освободившемся месте воздвигли торговый центр.
Новый долгострой в пригороде в крупнейшем мегаполисе страны возник в 2005 году. На 21-м километре трассы Алматы – Бишкек начали строительство Республиканской базы олимпийской подготовки (РБОП). Я до сих пор храню газету того периода, в которой на первой полосе сообщалось: в Алматинской области в торжественной обстановке заложили камень для постройки спортивного объекта. Первоначально планировалось, что казахстанские атлеты будут готовиться здесь к Олимпийским играм 2008 года в Пекине. Естественно, к назначенному сроку не успели. Постепенно о проблемном строительном объекте все успешно забыли.
В 2010 году я просматривал лоты на сайте государственных закупок и случайно наткнулся на финансовые документы строительства РБОП. В них значилось, что государство выделило на эти цели около 100 миллионов долларов (по курсу того времени). И там же фигурировала пометка: «Деньги израсходованы, закончен нулевой цикл». Я с документами ознакомился и на несколько лет про олимпийскую базу забыл.
Примерно в 2014 году мне и главному тренеру сборной РК по легкой атлетике позвонили из Астаны. Чиновники пожурили нас, мол, рядом с Алматы полным ходом идет строительство, в том числе и легкоатлетического стадиона. Работы идут с нарушениями, а вы сидите в своей федерации и ничего не проверяете! Мы понять не можем: о чем речь? И тут нам напомнили про многострадальную базу олимпийской подготовки.
«ЧЕРНАЯ ДЫРА» ДЛЯ ГОСБЮДЖЕТА
– И что дальше?
– Мы приехали на объект и пришли в изумление. В поле стояло несколько бетонных коробок: гостиница на 600 мест, бассейн, крытый манеж для хоккея и фигурного катания, антидопинговая лаборатория, залы для спортивных игр и бокса… Все объекты соединены между собой подземным туннелем, чтобы атлеты зимой не мерзли на улице, а могли передвигаться между спортивными объектами в тепле и комфорте. К базе подвели воду, канализацию и электричество. Оставалось только закончить отделочные работы. И все это добро оказалось… брошенным!
– То есть снова закончились финансовые средства и стройку пришлось остановить?
– Естественно. Я так понимаю, что на втором этапе строительства деньги снова выделялись из госказны. Подозреваю, что немалые. В качестве эксперта мы взяли с собой Владимира Зыкова (член совета Азиатской ассоциации лёгкой атлетики в 1995-2005 годы, – прим. авт.). Он считался у нас в стране самым авторитетным специалистом по спортивным объектам. Владимир Николаевич осмотрел крытый легкоатлетический комплекс и вынес вердикт: если арену доведут до ума, то она станет лучшей в Азии.
В то время строительство РБОП вели специалисты из Турции. Видимо, они приняли нашу небольшую делегацию за высоких чиновники и принялись жаловаться. Из их слов мы поняли, что строительство прекращено, денег им не платят, за время работы наше Министерство культуры и спорта несколько раз переименовывалось, и они не знают, к кому обращаться со своими проблемами.
Минуло время, и все опять затихло. В 2019 году я еще раз побывал на РБОП, но уже с представителями дирекции спортивных сооружений города Алматы. За несколько лет долгожданный спортивный объект пришел в запустение, кругом голубиный помет, над кортом провалилась крыша, в подвалах скопилась вода, а ранее свободные участки земли… распродали под жилую застройку! Тогда же узнал, что по факту долгостроя заводились уголовные дела. Но чем они закончились, до сих пор неизвестно.
В начале лета 2021 года в СМИ появилась информация, что тогдашний министр культуры и спорта Актоты Раимкулова посетила проблемный объект и заверила, что «стройка века» вот-вот закончится. На этом снова все затихло. Я предполагаю, что государство вбухало уже несколько сотен миллионов долларов, а олимпийская база до сих пор не открыта.
НА СВОБОДУ С ЧИСТОЙ СОВЕСТЬЮ
– Второй проблемный строительный объект находится в Астане. В 2010 году было принято решение о строительстве в столице Казахстана Центра олимпийской подготовки (ЦОП).
– Да и на эти цели из казны выделили свыше 100 миллионов долларов. Прямо какая-то магическая сумма для казахстанского спорта. Вскоре после начала строительства денежки исчезли в неизвестном направлении. Естественно, не обошлось без арестов отдельных подрядчиков и чиновников из Минспорта. Виновные в многомиллионных хищениях уже вышли на свободу с чистой совестью, а ЦОП до сих пор не открылся.
Недавно прошла информация, что в Астане создали специальную комиссию. Столичные эксперты проверили строительные объекты, 12 лет пустовавшие в степи, и приняли решение достроить и открыть на базе центра Национальный университет спорта. Читаю и глазам своим не верю. Какие объекты должны стать в эксплуатацию: учебный колледж, бассейн, общежития и… легкоатлетический манеж. Конечно, это замечательно, но тут есть один важный нюанс. В 2010 году, когда проект ЦОП только создавался, руководители не подозревали, что спустя семь лет будет принято решение о строительстве в столице нашей родины легкоатлетического манежа Qazaqstan на 7 тысяч мест. В 2020 году его сдали в эксплуатацию. Он прошел международную сертификацию. Кстати, как вы думаете, какую сумму из государственной казны выделили на его строительство? Правильно, 100 миллионов долларов!
Потом в Астане два года не могли разобраться, за чей же счет должна содержаться дорогостоящая новостройка. Дело в том, что чисто номинально сооружение очень дорогое, поэтому платить налоги приходится немаленькие. Плюс коммунальные услуги, которые тоже влетают в копеечку. В итоге его передали на баланс Центра олимпийской подготовки. Но за прошедшие годы из-за пандемии здесь не проведено ни одного республиканского соревнования.
Буквально на днях стала известна еще одна любопытная новость: для завершения строительства объектов теперь уже Национального университета спорта выделено дополнительно… 47 миллиардов тенге. То есть все те же 100 миллионов долларов! Какая-то зачарованная цифра получается. Если столичный долгострой удастся завершить, то в Астане будут работать сразу два очень дорогостоящих легкоатлетических манежа. Весь фокус заключается в том, что в столице нет даже спортивной школы по легкой атлетике. Имеется небольшое отделение «королевы спорта», в котором работает не более 10 тренеров. Специализированное учебное заведение в Астане планируется открыть только в следующем году.
ВТОРАЯ БЕДА КАЗАХСТАНСКОГО СПОРТА
– Насколько знаю, в Казахстане на сегодняшний день функционируют два легкоатлетических манежа, имеющих международный сертификат. Это Qazaqstan в Астане, а также Центр Ольги Рыпаковой в Усть-Каменогорске.
– Да, торжественное открытие современной арены в ВКО состоялось в марте 2014 года. Только представьте себе, что её стоимость составила три миллиона американских денег. А теперь посчитайте, сколько подобных центров можно построить по всему Казахстану за сто миллионов долларов?
– Кстати, если в Астане в перспективе будут работать сразу два легкоатлетических манежа, то в Алматы до сих пор не построено ни одного.
– И что интересно, строительные объекты, о которых мы ведем речь (РБОП, ЦОП и легкоатлетический манеж Qazaqstan), курировали в комитете по делам спорта и физической культуры Министерства культуры и спорта РК. У меня к ним один вопрос: кто-нибудь у вас логистику просчитывает или же все делается по принципу: построим, а там пусть сами разбираются?
– Но есть еще одна проблема. В Казахстане сдают в эксплуатацию спортивные объекты, не соответствующие стандартам.
– Да, это вторая наша беда. Для примера, возьмем тренировочный легкоатлетический комплекс «Алматы Арена». На нем вообще нельзя проводить соревнования, даже областные. Во-первых, там всего шесть дорожек вместо восьми. Из них пять более-менее соответствуют необходимой ширине. Шестая дорожка вообще не вписалась. Её ширина вместо необходимых 120 см составляет всего 90 см.
Во-вторых, беговые дорожки не соответствуют стандартам и по длине. Строители «прибавили» лишние то ли семь, то ли десять метров. Подрядчики нам заявили: а в чем проблема? Мол, вы отойдите немного вперед или назад, делов-то! Мне вот интересно: а как там бежать 10 км? Как барьеры поставить на дистанции 400 метров? В Шымкенте десять лет назад тоже построили манеж. Дорожки в нём короче стандарта на шесть метров. Оказалось, что строители забыли поставить один пролет. Подобных «пенок» по всей стране предостаточно. И вся работа насмарку. На таких аренах нельзя устанавливать нормативы, бить рекорды, проводить соревнования. Скажите мне, хоть кто-нибудь за весь этот бардак отвечает?
У нас в стране складывается парадоксальная ситуация. Деньги в строительство спортивных объектов вкладываются колоссальные, а сертифицированных стадионов у нас нет! Если говорить про легкую атлетику, то на сегодняшний день в Казахстане есть только одна открытая арена, на которой можно проводить республиканские и международные соревнования. Это Центральный стадион города Алматы, построенный в 1958 году. Поэтому все взрослые состязания по легкой атлетике проводятся именно в крупнейшем казахстанском мегаполисе. Одно время в верхах муссировалась тема, что у легкоатлетов необходимо забрать стадион и полностью переформатировать его под нужды футбола. Я очень надеюсь, что этого не произойдет. В противном случае о развитии легкой атлетики в нашей стране придется забыть навсегда.
Иван РЕЗВАНЦЕВ