Примерное время чтения: 6 минут
326

На одном дебюте далеко не уедешь

ШАХМАТЫ – ЭЛИТНЫЙ ВИД СПОРТА. ВО ВРЕМЕНА СОВЕТСКОГО СОЮЗА СЧИТАЛОСЬ, ЧТО ЛЮДИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНО ИГРАЮЩИЕ В ШАХМАТЫ, ОТНОСЯТСЯ К КОГОРТЕ «НЕБОЖИТЕЛЕЙ». ОНИ БЫЛИ ОБЛАСКАНЫ ТОГДАШНЕЙ ВЛАСТЬЮ, ЖЕЛАННЫ НА СВЕТСКИХ ПРИЁМАХ САМОГО ВЫСОКОГО ПАРТИЙНОГО УРОВНЯ, ИМЕЛИ ВСЕ БЛАГА ЦИВИЛИЗАЦИИ И ВЕЛИ СВОЙ, ОСОБЕННЫЙ, ОБРАЗ ЖИЗНИ. НО ТАК БЫЛО ПРИ СССР. [газетная статья]

Что изменилось у шахматной элиты РК после того, как Казахстан получил независимость, как сейчас живут шахматисты-профессионалы нашей страны и чем зарабатывают на жизнь? Об этом рассказал почётный президент Федерации шахмат РК, заслуженный тренер нашей страны и международный гроссмейстер Болат Асанов.

Болат Асанов.
Болат Асанов.

– Начиная с кандидатов в мастера спорта советские шахматисты уже считались профессионалами, – начинает наш разговор Болат Каришалович. – Другое дело, что кто-то, не считая участия в соревнованиях, в том числе и международных, шел до конца по этой стезе и работал тренерами в ДЮСШ или преподавал шахматную теорию в кружках, а кто-то заканчивал карьеру шахматиста и работал по другой специальности.

– Имели ли советские шахматисты денежные ставки за звание, например, международного гроссмейстера?

– Этого не было. Но государство в финансовом плане поддерживало спортсменов. Уже в детском возрасте ребята со спортивным разрядом получали бесплатные талоны на питание. И чем больше было заслуг в спортивном мире, тем выше бонусы. Была система. Шахматная элита получала стипендии от государства. Естественно, что были и призовые за участие в международных турнирах, в том числе и за звание чемпиона мира. В общем, среднестатистический шахматист в СССР не бедствовал и получал примерно 120 рублей в месяц (для сравнения такую же зарплату имел дипломированный инженер на заводе, уборщица на предприятии – 70-90 рублей, а старший научный сотрудник Центрального музея Ленина в Москве – 450 рублей).

– Правда ли, что призовой фонд матча за мировую шахматную корону между советскими шахматистами Анатолием Карповым и Гарри Каспаровым под эгидой ФИДЕ (Международная шахматная федерация) в 1984 году составлял один миллион долларов?

– Такая информация имела место. И такой огромный призовой фонд существовал не всегда. До середины 70-х годов прошлого века сумма призовых была значительно ниже. Однако после того как в 1975 году обладатель мировой шахматной короны на тот момент Роберт Фишер из США отказался играть за «те копейки», ФИДЕ вынуждена была увеличить сумму призовых, найдя более серьезных спонсоров.

– Если с положением дел советских шахматистов все понятно, то как обстояли дела у наших игроков после развала Союза?

– Стипендии с 1993 года у членов сборной Казахстана были. Но еще шахматисты зарабатывали на жизнь участием в коммерческих турнирах и судейством на соревнованиях. Я не исключение. Между тем, были и свои меценаты, которые помогали нам материально, в том числе и командируя за свой счет на международные турниры. Это, прежде всего, вице-президент Федерации шахмат Казахстана Эрик Суртубаев, а также глава ФШРК Игорь Ладин.

– Самая большая сумма, которую вы выиграли?

– В начале 90-х играл на кубке Саддама Хусейна в Ираке и выиграл сумму в местных деньгах, эквивалентных стоимости на тот момент однокомнатной квартиры в Алма-Ате.

– Что с заработками сейчас?

– Все изменилось, когда государство, увидев первые успехи наших воспитанников в детских шахматах, начало поворачиваться лицом к отечественным шахматам. В конце 2010-го федерацию возглавил на тот момент вице-премьер – министр индустрии и новых технологий РК Асет Исекешев. В организации появились деньги и спонсоры. Ребята начали регулярно ездить на международные турниры и добиваться крупных успехов. Г-на Исекешева сменил бизнесмен Галимжан Есенов, а сейчас КФШ возглавляет до недавнего времени министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов. Насколько мне известно, в федерации стабильное финансирование. И, если в 2010-м была только одна ставка для игрока от дирекции штатных национальных команд (ДШНК), то на конец 2021 года их уже семь. Еще федерация платит стипендии сборникам (по нашей информации одна ставка – 160 тысяч тенге ежемесячно, а стипендия составляет 50-60 тысяч). Плюс четыре шахматиста состоят на персональных контрактах за заслуги. К слову, все отечественные игроки и главный тренер в настоящее время – доморощенные.

– И что, ни разу не прибегали к услугам зарубежных тренеров?

– Знаю, что на отдельные учебно-тренировочные сборы все-таки иностранцев для консультаций зовут. Подобная услуга обходится от 5000 долларов.

– Это вы перечислили, что называется, обязательную часть программы. А какова произвольная?

– У казахстанских топов есть свои шахматные школы, которые тоже приносят доход. Несколько игроков имеют персональных спонсоров и рекламируют определенные товары. Шахматисты дают персональные уроки. Ставка 10 тысяч тенге в час и не зависит кому – начинающему или кандидату в мастера. Англоговорящие могут это делать за рубежом. Там часовая ставка начинается от 50 у. е. До пандемии спортсмены еще могли выступать на международных соревнованиях категории Masters, где победитель получал бы две-три тысячи долларов. Сейчас турниры проводятся только онлайн. Наглядный пример – Almaty Open с призовым фондом 10 млн тенге, прошедший в конце 2021 года. Его организатором выступил акимат Алма-Аты, а длился он несколько недель. Еще один источник дохода – судейство на крупных международных соревнованиях. Например, всемирная шахматная Олимпиада – 2018. Ставка для судьи там составляла от 1000 до 5000 евро. Я имел честь работать там в должности сектор-арбитра. Но, к сожалению, казахстанцев на подобные мероприятия вызывают крайне редко.

– Отдельной строкой стоят чемпионаты мира…

– Самым престижным является матч на первенство мира по классическим шахматам. Его победитель получает от одного миллиона долларов. Но в нашей стране нет обладателей чемпионского звания среди взрослых. Зато впервые чемпионкой мира по блицу среди женщин стала наша 17-летняя Бибисара Асаубаева, которая стала самой юной победительницей в истории. Не менее историческое достижение – ее серебро в рапиде. Все это произошло в декабре 2021 года в Варшаве. Насколько известно, она заработала в сумме 70 тысяч долларов призовых.

Михаил ВАСИЛЬЕВ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых