Концовка матча за мировую шахматную корону между представителем КНР Дином Лижэнем и индийцем Гукешем Доммараджу вызвала шок как у рядовых зрителей, так и у профессионалов.
Детская ошибка
И дело не в том, что 18-летний индиец победил, став самым молодым чемпионом мира в истории — это, как ни странно, прогнозировалось еще до матча.
Важно то, как это произошло. В заключительной, 14-й партии, Дин Лижэнь, действующий к тому моменту чемпион мира, допустил ошибку, постыдную даже для перворазрядника. Причем сделал он это в эндшпиле, где запутаться, казалось, просто негде, причем в отсутствии дефицита времени.
Экс-чемпион мира Владимир Крамник на своей странице в соцсети прокомментировал это так: «Без комментариев. Грустно. Конец шахмат, какими мы их знаем. Чемпион мира определился из-за детской ошибки в один ход».
А президент Федерации шахмат России Андрей Филатов, слова которого приводит ТАСС, пошел еще дальше: «Действия китайского шахматиста на решающем отрезке крайне подозрительны и требуют отдельного расследования со стороны FIDE.
Проиграть позицию, в которой был Дин Лижэнь, сложно даже перворазряднику. Поражение китайского шахматиста в сегодняшней партии вызывает массу вопросов и похоже на умышленное».
Раньше были времена...
Тут даже трудно сказать, что хуже — поверить в деградацию чемпиона мира в ключевой момент, или в то, что мировую корону можно «слить» умышленно.
Популярность шахмат в мире всегда держалась за счет больших противостояний и градуса соперничества. Бобби Фишер, сокрушивший гегемонию советских гроссмейстеров, привлек к игре колоссальное внимание. Добровольно затворничество Бобби компенсировало появление Анатолия Карпова, вступившего в яростную схватку с перебежчиком Виктором Корчным. А потом случилось великое противостояние Карпова и еще не свихнувшегося тогда, но ныне признанного в РФ иноагентом Гарри Каспарова.
Одиночество — сволочь
После раскола 1990-х шахматы получили нового полноправного короля в лице норвежца Магнуса Карлсена. Но беда в том, что равного себе противника он так и не получил. К тому же стиль норвежца вообще не предполагал яркой игры в матчах за мировую корону. Апофеозом стал матч 2018 года с американцем Фабиано Каруаной, где все 12 партий с классическим контролем времени завершились вничью, а затем норвежец доказал свое преимущество в куда более милом ему сердцу «рапиде».
В 2021 году, «размазав» досрочно совершенно не потянувшего уровень матча за первенство мира Яна Непомнящего, Карлсен объявил, что играть за мировую корону он больше не будет, поскольку ему это неинтересно.
Таким образом норвежец девальвировал звание чемпиона мира, ибо теперь оно не означает, что его обладатель действительно является лучшим шахматистом планеты.
Наследники престола
«Битва за наследство Карлсена» между Непомнящим и Дином Лижэнем это только подтвердила — ни тот, ни другой не показали высокого класса.
В свое время Карпов, забравший корону Фишера без игры, всем все доказал, выигрывая турнир за турниром. Китаец, однако, время на троне провел вяло — он почти не играл, а когда все-таки участвовал, выглядел неубедительно.
Дошло до того, что перед матчем едва ли не все поголовно отдавали предпочтение 18-летнему индийскому претенденту.
Уроженец Ченнаи Гукеш Доммараджу, вне всяких сомнений, колоссальный талант. На минувшей Шахматной Олимпиаде он не просто победил в составе команды Индии, но и выиграл среди гроссмейстеров, выступавших на первой доске, оставив за спиной самого Карлсена.
Да и выигрыш Турнира претендентов — огромное достижение, которое в возрасте Гукеша не покорялось никому.
Но в самом матче индиец не был так хорошо, как ожидалось, а китаец не провалился так глубоко, как это прогнозировали. До 14-й партии.
Дайте людям шоу!
Доммараджу после победы повел себя в соответствии с возрастом — пообещал прыгнуть с тарзанки и заявил, что мечтает о матче с Карлсеном.
Норвежцу уже 34, и теперь он выступает в роли ветерана, которому дерзит молодое дарование. Есть, однако, одно «но» — при всем уважении к Гукешу, в завершившемся матче он не продемонстрировал такой игры, чтобы она могла рассматриваться как прямой вызов Карлсену. Индиец забрался высоко, но теперь свои права на трон придется регулярно подтверждать. Да и непонятно, захочет ли в принципе Карлсен возвращаться к нелюбимой им «классике».
О реальном уровне популярности шахмат в мире сегодня говорит тот факт, что истории о читерстве, о припрятанных в туалетах «мобильниках», привлекали больше внимания, чем обзоры на матч за первенство мира.
Полуторамиллиардная Индия получила своего нового героя, но в глобальном плане шахматам нужно нечто большее. Например, новая Юдит Полгар, способная бросить вызов мужчинам-гроссмейстерам на самом высоком уровне и воплотить «Ход королевы» в жизнь.
Иначе всеобщего внимания, подобному тому, что было несколько десятилетий назад, шахматам не вернуть.
Андрей СИДОРЧИК