ИМЯ АНАТОЛИЯ БУКРЕЕВА ИЗВЕСТНО НЕ ТОЛЬКО НА ЕГО РОДИНЕ – В РОССИИ, И В КАЗАХСТАНЕ, ГДЕ ОН ЖИЛ С 1979 ДО 1997 ГОДЫ, ПОКА ЛИНИЮ ЕГО ЖИЗНИ НЕ ПЕРЕЧЕРКНУЛА ЛАВИНА НА СКЛОНЕ АННАПУРНЫ В ГИМАЛАЯХ [газетная статья].
Его знает весь альпинистский мир. Он четыре раза достигал вершины Эвереста, первым в СНГ приблизился к выполнению престижной программы «14 высочайших вершин» и мог бы оказаться в первой мировой десятке восходителей на все восьмитысячники планеты. Анатолий Букреев был одним из гидов в трагической экспедиции «Горное безумие», когда альпинисты попали в шторм на спуске с вершины Эвереста.
В 1996 году в горах он спас троих альпинистов-любителей. Но его действия эксперты оценили по-разному. Участник параллельной коммерческой экспедиции, американский журналист Джон Кракауэр выразил на страницах своей книги негатив по отношению к работе Букреева, обвинив в том, что «русский работал без кислорода и первым ушел с вершины». На это у Анатолия были серьезные основания.
«Гималаи» в переводе с санскрита означает «обитель снегов». В декабре 1997 года Анатолий Букреев вместе с итальянцем Симонэ Моро и алматинцем Дмитрием Соболевым ждали, когда прекратятся небывалые для местной зимы снегопады. Успешная зимняя экспедиция в альпийском стиле на восьмитысячник – такое спортивное достижение имело бы мировой резонанс. Но снег шел не переставая. На большую землю сообщили, что продлевают свое пребывание в Святилище Аннапурны до 16 января 1998-го. В этот день Анатолию Букрееву могло бы исполниться 40 лет.
Из-за колоссальной лавинной опасности приняли решение изменить маршрут и двигаться к вершине Аннапурны по гребню, через соседний семитысячник Фанг. Настал момент, когда Моро вышел вперед, Букреев страховал, Соболев снимал видео для фильма и помогал. Казалось, до гребня Фанга уже рукой подать, и тут итальянец увидел из-за скальной башни нависающий снежный карниз. Смертельная опасность подкараулила тройку на этом маршруте.
Симонэ Моро схватился за веревку. Его било о скалы, руки сожгло до сухожилий. Когда падение закончилось и он ощутил твердь под ногами, кругом был только снег.
Букреев приехал в Алматы из Челябинска с дипломами преподавателя физики и тренера по лыжной подготовке, чтобы заниматься альпинизмом. Попал в одну из лучших команд СССР – в 12 СКА САВО к знаменитому тренеру Ерванду Ильинскому, был участником второй советской гималайской экспедиции на Канченджангу, а команду СССР образца 1989 года можно было назвать сборной мира, участвовал в казахстанских гималайских экспедициях. Он первым из Союза стал работать в международных коммерческих гималайских экспедициях.
Волею судеб Анатолий Букреев вернется в Алматы, но уже в бронзе. Над скульптурой работает ваятель Нурлан Далбай. Известный мастер тщательно подготовился – он консультировался с тренером и членами той команды, в которой ходил знаменитый альпинист, изучил фотографии, прочитал книги, в которых упоминается имя Букреева, и его личные дневники. Работа принята в мягком материале. Надеюсь, очень скоро мы станем свидетелями открытия памятника выдающемуся алматинцу.
Галина МУЛЕНКОВА