Александра Винокурова едва не попросили из Astana – Premier Tech?
Болельщики профессионального велоклуба «Астана» с сожалением констатируют: после того как у казахстанской команды появился канадский совладелец, результаты клуба резко пошли под уклон. Достаточно вспомнить, что в прошлые годы, в первые месяцы каждого сезона столичные велосипедисты около двух десятков раз поднимались на первую ступень пьедесталов почета на ведущих гонках Европы. В нынешнем году результат гораздо скромнее. В нашем активе всего две «виктории» на отдельных этапах «Тура Страны Басков» в Испании. [газетная статья]
Есть билет на балет
О возможных причинах не самого блестящего старта именитой команды в World Tour корреспондент «АиФ» решил поговорить со спортивным директором и техническим менеджером «Астаны» Дмитрием Седуном, который проработал в казахстанском клубе 15 лет – с 2006 по 2020 год. Однако в минувшее межсезонье руководство теперь уже казахстанско-канадского клуба Astana – Premier Tech решило не продлевать с ним трудовой контракт.
– Дело в том, что в управлении «Астаной» теперь первую скрипку играет новая команда акционеров, – рассказывал Дмитрий Седун. – Наверное, они крутые профессионалы в своем деле. Но, на мой взгляд, для успешного выступления в профессиональном велоспорте великолепного знания законов бизнеса явно недостаточно. Я считаю, что прежней «Астаны» мы уже никогда не увидим.
– То есть, выражаясь современным языком, у Александра Винокурова ключевую роль в управлении командой попросту отжали?
– Можно и так сказать. Вся эта история началась года три назад. Владельцы «Астаны», это ППСК под управлением господина Аскара Баталова, назначили управляющим директором клуба уроженку Байконура Яну Зель, ныне проживающую в Бельгии. Она - молодая, симпатичная, с большими амбициями женщина. Ничего личного и при всем уважении к ее рабочим навыкам, но она никогда не сталкивалась со спецификой ведения клуба такого уровня в профессиональном велоспорте. Сначала новый рулевой присматривалась к нашей работе, постепенно формируя команду единомышленников, после чего пошла в наступление.
Нас загнали в жесткие бюрократические рамки. Велосипеды пересчитывали, наверное, раз двести за последние несколько лет: искали, где и что мы нарушили. Проверки следовали одна за другой. Я им объяснял: «Ребята, мы же базируемся в Европе, все дела привыкли вести абсолютно прозрачно». В итоге ничего криминального так и не нашли. Но нам, то есть, тем, кто должен был заниматься спортивной частью, программой повышения производительности, работой с гонщиками и многим другим, из чего складываются победы, пришлось писать постоянные отчеты и заниматься никому не нужной бюрократией, которые требовали в ППСК.
Со временем «Винокурова и Ко» т вовсе отстранили от всех стратегических направлений в «Астане», оставив лишь спортивную составляющую, которая на практике не существует отдельно от финансовой. Естественно, начались сложности даже на рабочем рутинном уровне. Я до сих пор недоумеваю, как за последние два года мы умудрялись показывать высокие результаты, зачастую побеждая в гонках вопреки здравому смыслу и возникшим обстоятельствам.
– В чем же, на ваш взгляд, заключались тактические ошибки?
– Начнем с того, что реально принимающим решения в одной из лучших команд в мире, не «ущербных», которые надо вытаскивать из ямы, а четко структурированной и успешной, начали управлять люди, которые раньше про профессиональные гонки только в новостях иногда слышали. Это примерно то же самое, если бы меня поставили руководить балетной труппой Мариинского театра.
Мое мнение, одна из последних серьезных ошибок – по окончании сезона упустили колумбийца Мигеля Анхеля Лопеса. Он попросил оставить ему такую же заработную плату, как и была ранее. Поверьте мне, колумбиец стоил тех денег. Можно же сэкономить на чем-то другом, но сохранить ключевого гонщика. Велосипедистов его уровня – немного в мире, которые дают гарантии сражаться за призовые места на гранд-турах. «Супермен» до последнего надеялся остаться в «Астане». Рвал жилы на «Тур де Франс – 2020», чтобы новое руководство передумало и оставило его в команде. В итоге в психологическом плане перегорел и на последнем этапе слетел с третьего места в генеральной классификации.
Теперь на «Джиро д'Италия – 2021» все последствия приходится расхлебывать Александру Винокурову. Главная проблема в том, что нет конкретики и гарантий будущего у команды. И в такой ситуации очень сложно удерживать боевой настрой и сплоченность гонщиков. Спортивные директора до сегодняшнего дня творят чудеса. Александр Власов идет вторым в начале второй недели гранд-тура. Саша очень талантливый парень, и будем надеяться, что у него все получится.
Но если он поднимется на подиум «Джиро», наверняка в следующем году уже будет выступать в другой команде, где бюджет позволяет содержать звезд такого класса и управленцы имеют представление о профессиональных гонках и быте велосипедистов. Та же ситуация с Алексеем Луценко. Если не будет условий, то на следующий год он отправится выступать за бельгийский или американский клуб. Сколько сил и средств вложено в таких гонщиков, которых мы вырастили в «Астане», и завтра придется их всех раздарить. Где логика?
Давай, до свидания
– По окончании сезона 2020 года за бортом «Астаны» остались два спортивных директора: вы и Александр Шефер. Вам объяснили причины расставания?
– «Прощание» получилось каким-то скомканным. С нами до последнего затягивали процесс перезаключения контрактов. И вдруг в ноябре узнаю из сообщений прессы, что мы не вошли в состав команды на сезон 2021 года. Саша вообще был в шоке. Мы с ним по 15 лет своей жизни отдали команде.
– То есть вас не поставили в известность?
– Конечно нет! Даже спасибо не сказали. Ой, извините за неточность. Потом где-то прочитал, что новое руководство Astana – Premier Tech выразило нам благодарность на страницах газеты (смеется). Хотя о своем кадровом решении они обязаны были предупредить нас как минимум за шесть месяцев. Как ни крути, мы с Александром Шефером все-таки имели серьезный вес в «Астане». Видимо, по этой причине нас и подвинули. Мы даже не представляем себя пока в другой команде. Да и нас за 15 лет ассоциируют соперниками, которые всем «дорогу переходили» победами «Астаны».
– Чем вы сейчас занимаетесь?
– Если честно, то ничем. Пока не предлагали свои услуги другим командам. Часто созваниваюсь с Александром Шефером. Он тоже дома сидит. Шефер – велосипедный аналитик от бога, «маньяк» по контролю тренировочного процесса. Он продолжает анализировать гонки. Правда, теперь уже наблюдая за ними по телевизору (смеется). Я же пока занимаюсь детьми. У меня старшая дочь уже оканчивает университет, младшим двойняшкам скоро исполнится по девять лет. Также ищу спонсора под серьезный велосипедный проект. Одним словом, жизнь продолжается.
– По нашей информации, осенью 2020 года не только вы с Александром Шефером остались без работы. Также под сокращение попал… чемпион Олимпийских игр – 2012 Александр Винокуров! Правда, безработным он числился всего сутки.
– Откуда такая информация? Ведь об этом знали единицы! Хотя если до вас уже дошло… Ну да, было дело. Он сказал правду о том, что команда в шоке, что нас с Шефером отправили отдыхать. За что и поплатился. Однако в руководстве быстро опомнились и вернули его в команду. Не исключаю, что кто «повыше» подкорректировал. Винокуров – медийная персона. Вы только представляете, какая могла разразиться шумиха в мировых СМИ, если бы в прессу просочилась информация о том, что основателя и идейного вдохновителя «Астаны» попросту бортанули? Видимо, поэтому все быстро поменяли.
– Судя по информации с официального сайта Astana – Premier Tech, отныне он занимает должность руководителя спортивной команды.
– Для него придумали должность, которая на русский язык переводится как «главнокомандующий». Но по большому счету в команде заправляют совсем другие люди. Александр Винокуров – настоящий патриот и Казахстана, и велоспорта. Я так понимаю, что он до сих пор надеется, что ситуация в команде изменится в лучшую сторону, Astana – Premier Tech снова вернется в нормальное состояние и будет показывать высокие результаты. По крайней мере со своей стороны он все для этого делает.
Abacanto обязывает
– Разъясните ситуацию с канадским соспонсором. Кто на него вышел первым?
– Раньше поиском технических и других спонсоров в команде занимались два человека: Александр Винокуров и я. Позже Дмитрий Фофонов подключился. Несколько лет назад мы пересаживались на канадские велосипеды Argon 18. Основной технический спонсор обеспечивает клуб не только велосипедами, но вкладывается еще и «кэшем». Причем речь идет о приличной сумме денег.
Я встретился в Женеве с руководителем компании, обозначил ему все суммы в прайсе. Он мне ответил: «С техникой у меня проблем нет, но с деньгами немного туговато. Поэтому я, наверное, не потяну названную сумму. Но у меня есть приятель, который давно хочет войти в World Tour». Мы договорились, что когда потенциальный партнер появится в Европе, то обязательно встретимся и обговорим условия сотрудничества.
И вот однажды раздается телефонный звонок. Канадец сообщает, что шеф Premier Tech завтра прилетает в Амстердам и готов с нами встретиться. А у нас, как назло, старт «Тур де Франс»! К тому же мы находились в каком-то богом забытом уголке Франции. Все бросили и помчались с Александром Винокуровым в столицу Нидерландов. Утром следующего дня уже сидели за столом переговоров. В итоге в контракте Premier Tech вошел в «пристежке» к Argon 18. Так эта компания стала спонсором команды.
– В какую сумму денег сейчас обходится ежегодное содержание средненькой команды World Tour?
– Примерно, 20-22 миллиона евро.
– Сколько же тогда вкладывают канадцы в команду, если им дали соспонсорство?
– Когда в клубе появилось новое руководство, оно начало вести свою политику с канадцами, вследствие чего родилась идея по соспонсорству с Premier Tech. Зная возможности этого спонсора, я высказал сомнение, что это хороший бизнес. Канадцы попросту не могли позволить себе потратить более крупную сумму денег на нецелевые расходы. А что такое три-четыре миллиона для команды уровня «Астаны»? На тот момент она должна была стоить около 20-22 миллиона евро. В идеале равноправные партнеры должны делить расходы, что называется, фифти-фифти. То есть поровну.
Короче, наши точки зрения не совпадали с идеями новых акционеров. Еще раньше Александра Винокурова, Дмитрия Фофонова и меня «отстегнули» от темы переговоров и договоров. Теперь я даже не представляю, какие суммы фигурируют в контракте. Не исключаю, что те же самые.
– Складывается ощущение, что в финансовом плане «Астана» превратилась для отечественных спонсоров в чемодан без ручки: и таскать тяжело, и выбросить жалко. Если дела и дальше так пойдут, то клуб вообще может потерять казахстанскую прописку. Как это, к примеру, в начале года случилось с женской командой Astana Women's Team, в одночасье сменившей вывеску на A.R. Monex Women's Pro Cycling. Естественно, во вновь созданной мексиканской дружине теперь нет места девушкам из Казахстана.
– Есть компания, на которой уже более десяти лет «висит» команда «Астана». Она называется Abacanto SA и базируется в Люксембурге. Чисто юридически у компании, на которую оформлена команда мирового тура, является и владельцем. Получается, что половина этой фирмы теперь принадлежит канадскому спонсору, вторая – казахстанскому. Согласно контрактным обязательствам команд мирового тура владельцы профессиональных клубов обязаны до конца мая огласить свои планы на следующий сезон. То есть если Казахстан вдруг решит прекратить финансирование «Астаны», то лицензия автоматически отойдет представителям канадской стороны.
Похоже, ситуация развивается по аналогии с клубом «Катюша». Команда много лет выступала под российским триколором. Затем бизнесмен Игорь Макаров урезал финансирование, и команда стала уже больше Alpecin, чем «Катюша». А в 2019 году лицензию и вовсе перекупили израильтяне.
Неужели команда «Астана», которая стала лучшим имиджевым проектом в продвижении узнаваемости страны и позитивного имиджа в глобальном масштабе и уже вошла в историю мирового спорта как один из самых победоносных и узнаваемых, заслуживает такого бесславного конца?
Иван РЕЗВАНЦЕВ