СЕГОДНЯ ЕЩЁ КТО-ТО УТВЕРЖДАЕТ О ТОМ, ЧТО ЕСТЬ ЗАКОНЫ РЫНКА, КОТОРЫЕ, ЯКОБЫ САМИ РЕГУЛИРУЮТ СИТУАЦИЮ С ЦЕНАМИ, С КАЧЕСТВОМ ПРОДУКТОВ И СО ВСЕМИ ПРОЧИМИ ПАРАМЕТРАМИ НАШЕЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ [газетная статья].
И наверняка ещё есть граждане, которые во все эти россказни верят. А когда кого-нибудь из экономистов спросишь, почему это есть товары, которые спросом не пользуются, но в цене почему-то растут, то в ответ получишь много-много слов, смысл которых сводится к одному и тому же: это рынок, у него свои законы...
На самом деле рынок, конечно, есть. Также, впрочем, как, например, демократия, сколько бы её у нас ни костерили и ни отрицали. Просто и рынок, и демократия – понятия отнюдь не универсальные, и никаких всемирных законов у них не существует. В каждой стране, в каждой культуре и демократия своя, и хозяйственные отношения. И если в Германии или Англии есть рынок, то он германский и английский, а не итальянский или испанский.
То есть если там действительно товар спросом не пользуется, то и цена на него неизбежно снижается, потому как для тамошних торговцев, также, впрочем, как и для производителей, главное – оборот «товар–деньги» и т. д. Товар для того на прилавках и появляется, чтобы его продать во что бы то ни стало. Хоть с огромной скидкой (те, кто бывал в Берлине или Лондоне в конце декабря, хорошо знают, какие там распродажи), хоть за гроши.
Потому как сам механизм торговли там совершенно иной, нежели у нас, нужно продавать, продавать и продавать, только тогда это обеспечит тебе прибыль. Если же товар будет лежать без движения, это неминуемый убыток. Потому что сам темп хозяйственной жизни, сам её порядок совершенно иной. Там нет постоянной паники за то, что завтра тебе, торговцу и производителю, может наступить, извините, каюк из-за какого-нибудь внезапного катаклизма. Да, всплески это самой паники иногда случаются, и тогда цены на что-нибудь резко поднимаются, но на очень короткий период, потом они быстро стабилизируются.
Это если изложить «экономическую теорию» предельно кратко и простыми словами. Наш производитель и торговец ни в какие прогнозы не верит, кроме одного: всё непредсказуемо. И скорее всего, завтра будет хуже, чем вчера. Поэтому нужно успеть урвать сегодня, взять как можно больше, а если что-то там не продаётся, то это купят завтра, причём обязательно.
Потому что покупатель тоже знает, что завтра будет хуже, чем сегодня, и товар брать надо, ибо завтра он обязательно станет дороже. Это никакие не законы рынка, это наша психология обитателей захолустной окраины, где никто никому, а уж тем более руководителям экономики, не верит. И конечно же, не обращает внимания на говорунов-экономистов, которым тоже нужно как-то жить и что-то говорить.
Сергей Козлов