В акимате Алматы сообщили, что рассматривают возможность передачи городу до 20 тысяч гектар территории национального парка Иле-Алатау. Заместитель акима Алматы Алишер Абдыкадыров прокомментировал эту информацию.
В конце июня 2023 года общественники опубликовали в соцсетях информацию о том, что значительную часть территории национального парка Иле-Алатау хотят передать акимату Алматы. Как сообщалось, в эти земли входят такие популярные у горожан и гостей города места отдыха на природе, как ущелье Алма-Арасан, Бутаковка, территория вокруг Медеу и Шымбулака.
В акимате Алматы тогда сообщили, что в административных границах города расположено 20 987 гектаров особо охраняемой природной территории Медеуского филиала Иле-Алатауского государственного национального природного парка. В акимате также заявили, что городские власти действительно рассматривают вопрос о передаче части особо охраняемой природной территории национального парка «Иле-Алатау», входящей в административные границы Алматы, в состав ГРПП «Медеу».
Спустя несколько месяцев мы задали вопросы заместителю акима Алматы Алишеру Абдыкадырову о том, принято ли решение по передаче земли нацпарка в состав города.
«В соответствии с действующим законодательством у акимата есть право инициировать вопрос о передаче части земель национального природного парка в городской природный парк, но регулирование у них одинаковое. Мы этот вопрос еще рассматриваем. Если нами будет принято положительное решение, то выйдем с слушаниями к общественности и экспертам, будем обсуждать. Сегодня вы видите, в каком неприглядном виде вся инфраструктура там находится, там мусор, валяются поваленные в 2011 году после урагана деревья, которые более 10 лет гниют. То есть вопросы возникают у жителей города. Мы вынесем на рассмотрение общественности и экспертов. Чтобы определить, какую именно часть парка передать городу, нужны исследования. Конкретного проекта у нас пока нет», — ответил Алишер Абдыкадыров.
В акимате отмечают, что на входящей в городскую черту территории нацпарка разбиты автодороги, отсутствуют арыки, что приводит к размыванию придорожного полотна, практически отсутствуют тротуары и пешеходные дорожки, пешеходные мосты для туристов над реками, недостаточно контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов. Как отметил заместитель акима, бюджет нацпарка составляет порядка 200 миллионов тенге, 80 процентов из которых тратят на зарплаты сотрудников, что, по его словам, привело к недофинансированию и проблемам. При этом, по его мнению, город мог бы направить большие средства на развитие этих территорий, но не имеет такого права, так как в соответствии с Бюджетным кодексом средства местного бюджета могут быть направлены на содержание и защиту особо охраняемых природных территорий только местного, а не республиканского значения.
При этом на недавнем совещании с участием Президента аким Алматы Ерболат Досаев сообщил о разработке до конца этого года мастер-плана развития горного кластера для повышения туристического потенциала этой территории. Мы узнали у заместителя акима, не связана ли инициатива по передаче территории Иле-Алатау городу с этим планом и не предполагается ли земли нацпарка застраивать туристическими объектами и новыми горными курортами.
«Напрямую это не связано. Мы все свидетели того, что основные наши достопримечательности сейчас переполнены. На таких объектах, как Шымбулак, Медеу, Кок-Тобе, в выходные очень много людей. Мы уже вернулись по количеству въезжающих туристов на допандемийный уровень. По итогам первого квартала этого года количество туристов увеличилось в два раза — до 452 тысяч человек. Этот поток будет только увеличиваться, сейчас у Алматы хорошие показатели, и нам необходимо диверсифицировать его. Мы уже оказываем содействием по созданию пеших троп, чтобы они были безопасны, чтобы туристы не мусорили. Инфраструктуру нужно развивать и не только в сторону гор. По поводу возможности строительства нового курорта — мы должны подготовить сначала предложения, презентовать их. В любом случае нужно диверсифицировать, чтобы снизить нагрузку на действующие курорты», — добавил заместитель акима.
Заместитель акима добавил, что даже если будет подготовлен проект о развитии туристической инфраструктуры на территориях, которые перейдут в ведение города от нацпарка, то в любом случае любые документы о развитии особо охраняемой природной территории должны пройти согласование на уровне правительства, через Комитет лесного хозяйства и животного мира.
Однако, у представителей общественности и экологов сохраняются опасения за судьбу особо охраняемых природных территорий, после того как часть территории Иле-Алатау потеряет статус нацпарка и перейдет городу. Экологическое общество «Зеленое спасение» даже подготовило обращение на имя Президента и главы правительства, где призывает запретить передачу земель.
Руководитель «Зеленого спасения» Сергей Куратов отмечает, что в 1996 году, когда принималось решение о создании Иле-Алатауского нацпарка, экологические системы предгорий Алматы уже испытывали большую нагрузку со стороны человека. Смог накрывал часть предгорной территории, шла интенсивная застройка, а также большой проблемой являлось животноводство, так как скот выпасали по всей территории будущего нацпарка. После того как он был создан, нагрузка на какое то время спала, выпас скота остановился, а пастбища и леса стали восстанавливаться. Однако с конца 90-х и начала 2000-х нагрузка на нацпарк снова начала расти из-за роста населения Алматы и незаконной застройки предгорий.
«Правильно ли поступили тогда в 90-е годы, что создали нацпарк? Конечно, правильно, ведь национальный парк — это по международным регламентам один из самых высоких уровней защиты, уступающий только заповедникам. Город напрямую зависит от ресурсов нацпарка: вода, свежий воздух, биоразнобразие, формирования почв — все у нас от близости к горам. Если бы не было этого природного комплекса, то территория города была бы засушливой и неудобной для жизни, выглядела бы примерно как район Баканаса. Территория нацпарка — это экологическое сердце всего нашего края, которое и позволяет жить здесь в относительном комфорте такому большому количеству людей. Мы считаем, что эту территорию нужно продолжать сохранять, а не отрезать от нее куски. Это не соответствует научным подходам и государственному стремлению к сохранению окружающей среды», — рассказал Сергей Куратов.
Как отмечает эксперт, изменение статуса территории с национального парка на охраняемую территорию местного значения понизит ее статус защиты. Экологический активист считает, что обоснование передачи части земель необходимостью улучшения административного управления не является научным. Административные границы не соответствуют границам экологических систем, включенным в пределы особо охраняемых территорий. Планировать делить территорию парка, исходя из административного принципа, в корне неверно.
В «Зеленом спасении» ежегодно проводят мониторинг экологического состояния земель Алматинского региона, и выводы по нацпарку неутешительные. Интенсивное развитие туризма, сельского хозяйства, поступление города к предгорьям негативно влияют на природу Заилийкого Алатау. Государство, по словам эколога, уделяет недостаточно внимания защите стратегического ресурса в виде национального парка и недооценивает его роль. Однако если такие проблемы не удается решить на страновом уровне, то вряд ли их сможет решить акимат.
«Заилийский Алатау обеспечивает свежей питьевой водой высокого качества все население Алматы и части области. Конечно же, его природа является стратегическим ресурсом. Тогда возникает вопрос: а может ли акимат управлять стратегическими ресурсами? Разумеется, нет. Парк включает в себя водоемы, леса, водно-болотные угодья, моренные озера — это огромный природный комплекс, за который отвечают сразу несколько министерств и государственных структур. Они проводят мониторинг этой территории, имеют научную базу и ресурсы. Это МЧС, министерство экологии, комитет лесного и животного хозяйства при министерстве. А мы, получается, хотим функции всех этих министерств отдать акимату Алматы? Разве это правильно с точки зрения вертикали власти? Акимат не может иметь тех функций, которыми обладает министерство», — добавил Сергей Куратов.
Казахстан имеет определенный международного обязательства по охране территорий, включенных в нацпарки, которые гарантируются принятыми руководством республики международными экологическими конвенциями. По словам Куратова, акимат Алматы также вряд ли сможет отвечать по обязательствам в рамках этих международных конвенций. В 2002 году Иле-Алатауский ГНПП был включен в предварительный перечень от Республики Казахстан для номинации в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Дальнейшее расчленение территории Иле-Алатауского ГНПП снижает вероятность его включения в престижный список ЮНЕСКО.
Активист также скептически смотрит на перспективы развития туризма на территории нацпарка. По его словам, подсчитанная еще в советская время экологическая емкость территории вокруг Алматы составляет всего от 500 до 700 тысяч жителей, а население города уже сейчас в четыре раза больше. Потребление природных ресурсов, и особенно водных, растет. Произвольное размещение туристических объектов на землях Иле-Алатауского ГНПП без учета специфики экосистем и их экологической емкости уже причинило существенный вред экосистемам национального парка, привело к их фрагментации и деградации в ряде ущелий, прилегающих к городу.
«То, что парк «Медеу», который входит в город и национальный парк Иле-Алатау, подвергается нашествию со стороны туристов, строителей — это яркий показатель того, что экологическая емкость территорий не учитывается. Сейчас речь о том, чтобы достичь цифры туристов в Алматы в три миллиона человек ежегодно. А выдержат ли эти территории такую нагрузку? Там уже не хватает мест, забиты отдыхающими все ущелье Бутаковка, ущелья Малое и Большое Алматинское, отдыхающих полным полно. Территории уже не выдерживают нагрузку, а мы все продолжаем их нагружать, рубим сук, на котором сидим», — добавил эколог.
Экологи считают, что вместо того, чтобы передать часть территории нацпарка городу, для сохранения природных ресурсов, от которых в том числе зависит жизнь и благополучие горожан, правительству нужно изменить структуру управления и финансирования национального парка, повысить его роль и выделять больше средств на содержание и охрану за счет возможного взимания оплаты с пользователей природных и особенно водных ресурсов этой территории.