Примерное время чтения: 7 минут
140

Заменить детали

Неофициальная такса за успешное прохождение ТО: по «двушке» за неисправность.
Неофициальная такса за успешное прохождение ТО: по «двушке» за неисправность. / rbc.ru / из газетных материалов

Самый проблемный узел в автомобиле – это человек

СТОЛЬ ГРОМКОЕ НАЗВАНИЕ, КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ОСМОТР ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, КАК МИНИМУМ ДОЛЖНО ВСЕЛЯТЬ ЧУВСТВО ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАДЁЖНОСТИ У ЛЮБОГО, КТО ЖЕЛАЕТ ПОЛУЧИТЬ ЗАВЕТНЫЙ ТАЛОН, ДАЮЩИЙ ДОБРО НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ АВТОМОБИЛЯ. НЕ ГОВОРЯ О ТЕХ, КТО ЕГО ВЫДАЕТ. ОДНАКО ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО ПЕРВЫХ СЕРЬЕЗНОГО ТРЕПЕТА ПЕРЕД ТЕХОСМОТРОМ КАК НЕ ИСПЫТЫВАЛО, ТАК И НЕ СОБИРАЕТСЯ. А ОТНОШЕНИЕ К НЕМУ ВТОРЫХ ОТВЕТСТВЕННЫМ НАЗВАТЬ СОВСЕМ НЕЛЬЗЯ. И ЭТА ПРОЦЕДУРА ЕЖЕГОДНОГО ТЕХОСМОТРА ПРОДОЛЖАЕТ ОТНОСИТЬСЯ К КАТЕГОРИИ «РАЗВОДИМЫХ». [газетная статья]

«В ЦЕЛЯХ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБОГАЩЕНИЯ»

Проблеме техосмотра, сложившейся вокруг этой обязательной процедуры вопиющей ситуации, было посвящено совещание в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития, прошедшее 7 сентября под председательством главы ведомства Бейбута Атамкулова.

«Пользуясь предоставленной государством либерализацией, в сфере техосмотра появились недобросовестные лица, которые, пренебрегая требованиям законодательных актов, в целях материального обогащения осуществляют мошенническую деятельность в виде проведения техосмотра «онлайн» с применением фоторедакторов, выдачи результатов техосмотра без фактического диагностирования автотранспортного средства. Купив «левый» талон техосмотра у неизвестных лиц в целях экономии времени и средств, а также халатного отношения к безопасности дорожного движения, владельцы транспортных средств подвергают опасности не только свою жизнь, но и других участников дорожного движения. Также неисправный автотранспорт в значительной степени влияет и на загрязнение окружающей среды», – говорится в официальном сообщении по итогам экстренного, по сути, совещания.

Собственно, не секрет: страна живет в этой «мутной» ситуации не первое десятилетие. Рискнем предположить, что и дальше будет жить, если не принять решительных мер.

Ведь порядок техосмотра уже подвергался реформированию. Результат мы видим. За обладание почетным правом выдавать заветные талоны была изнурительная борьба между двумя министерствами. МВД столь мощный рычаг отдавать в частные руки никак не хотело. Бывший Минтранском в свою очередь упорно тянуло одеяло на себя. И в итоге победило.

Правильность решения «о передаче функций техосмотра в конкурентную среду» лоббисты объясняли необходимостью повышения уровня сервиса и искоренения коррупции. Но, как говорится, «гладко было на бумаге».

«ЗЕРКАЛО ЗАДНЕГО ВИДА»

Еще в советское время занимать должность госавтоинспектора, имея штампик с надписью «Пройдено» в рабочем столе было так же престижно, как быть директором гастронома. Однако тогда в большей степени все делалось по принципу «услуга за услугу». А уже с началом новой рыночной эпохи однозначным конечным эквивалентом стали деньги. Стоять в очереди за получением талона тоже ведь не все готовы, когда есть «рыночные» способы этой очереди ее избежать.

ЗА ОБЛАДАНИЕ ПОЧЕТНЫМ ПРАВОМ ВЫДАВАТЬ ЗАВЕТНЫЕ ТАЛОНЫ ВЕЛАСЬ ИЗНУРИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА МЕЖДУ ДВУМЯ МИНИСТЕРСТВАМИ. МВД СТОЛЬ МОЩНЫЙ РЫЧАГ ОТДАВАТЬ В ЧАСТНЫЕ РУКИ НИКАК НЕ ХОТЕЛО.

Чтобы понять, как это прежде работало, немного теории. Представьте, что вы начальник дорожной полиции какой-нибудь области, в которой зарегистрировано, скажем, 500 тысяч автомобилей. Соответственно, каждый год вы получаете 500 тысяч бланков-талонов о прохождении техосмотра. Все в вашей власти, ивы сами знаете, какую таксу установить.

Так вот, вы распределяете эти талоны по районам в зависимости от того, сколько машин в каждом из них, и устанавливаете свою личную ставку, скажем, один доллар с талона. И за год становитесь богаче ровно на 500 тысяч долларов за минусом отметки наверх. При этом сколько автомобилей прошли техосмотр законно, не заплатив ни тиына, вас, разумеется, не волнует. Для вас важно, чтобы каждый начальник районного подразделения отчитался перед вами за каждый полученный талон.

Схема, как видно, весьма привлекательная. Скорее всего, она и вдохновила на борьбу лоббистов известного решения, после принятия которого тема получила развитие.

Точек прохождения техосмотров по стране стало видимо-невидимо. И чем их больше, тем лучше. «Черную таксу» любой частник-осмотрщик легко может увеличить с учетом инфляции и перманентного роста цен на все и вся. Таким образом, ее двукратное повышение сразу же после того как данная функция ушла в конкурентную среду, вполне понятна.

Все это смахивает на алгоритм действия коррупционного механизма, который работает тем лучше, чем меньше желающих проходить процедуру законно. Привыкших всегда все «разводить» у нас пруд пруди, а длинные очереди вполне можно создавать искусственно. Для этого достаточно подольше «осматривать» автомобили.

ИСПЫТАНО НА СЕБЕ

Автомобиль – не новый, но всегда исправный. Тем не менее перед прохождением техосмотра я всегда заезжаю к знакомому мастеру, чтобы удостовериться в отсутствии каких-либо неисправностей. Получив компетентное добро, я отправился в ближайший к моему дому пункт прохождения техосмотра.

Суббота – удобный день для всех. От проезжей части до ворот заветного бокса вытянулась длинная вереница машин, и, судя по времени, уделяемой диагностами одному автомобилю, моя очередь должна была подойти нескоро. Тем лучше для меня. Ведь кроме самого техосмотра я решаю профессиональную задачу.

-
- Фото: из газетных материалов

– С первого раза не пройдешь, – сказал усатый здоровяк. – Найдут кучу косяков и отправят исправлять. В следующий раз тоже можешь не пройти. На третий, может, и получится.

– А развести нельзя?

– Можно. По «двушке» за косяк – и свободен. Если сразу двадцатку дашь, даже смотреть не будут.

– А кому давать?

– Подойди туда ближе, сами предложат.

Находившуюся в боксе иномарку осматривали три механика: один ковырялся в подкапотном пространстве, другой проверял давление в шинах, третий из смотровой ямы при помощи фонарика осматривал все, что находится под брюхом авто.

Через несколько минут автомобиль выехал.

– Ну как, прошли? – спросил я хозяина.

– Не-а, – ответил он. – Штук пятнадцать косяков нашли. Поехал исправлять.

Если верить тем мужикам, то 15 косяков – это 30 000 тенге.

– Неплохо, – подумал я вслух и отправился ждать своей очереди.

Продвигалась она медленно. Часа через полтора от заветных ворот меня отделяла одна легковушка.

И вот наконец я в боксе. Минут десять три знатока автомобильных тонкостей колдовали над моим конем, после чего вынесли вердикт: скрип в правом переднем сайлентблоке, стук в правом переднем амортизаторе, трещина в правом нижнем углу лобового стекла (кстати, давно заделанная), требует замены ремень генератора, изношена резинка правого стеклоочистителя.

В общей сложности «косяков» получилось ненамного меньше, чем у моего недавнего собеседника. Но из бокса я выехал в полной уверенности, что нерешаемых вопросов не существует. Если решить один – вопрос цены... В том и особенность нашего казахстанского бытия и смысл моего эксперимента.

Выехав из бокса, я глянул в сторону парня, давно крутившегося возле автомобильной очереди. Взгляд оказался достаточно красноречивым. Парень подошел и осторожно поинтересовался, есть ли у меня проблемы. Едва я перечислил их, он в точности повторил слова, услышанные мной несколько часов назад: по «двушке» за неисправность или сразу двадцатка – идо свидания. И так каждый год. Все – в старых добрых традициях.

КСТАТИ

В Алматы количество автомобилей только за последние несколько лет выросло почти в 10 раз. Их выхлопы составляют 80% от всех вредных для человеческого организма выбросов в городской среды. По статистике, каждый третий автомобиль в южной столице неисправен, каждый четвертый чадит синим дымом и загрязняет и без того токсичный городской воздух. Тем не менее все эти автомобили успещно прошли техосмотр.

Айдар ЕРМЕКОВ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых