Обсудили особенности этого режима налогообложения с алматинским таксистом, налоговой службой и экспертом.
Каждый, кто таксовал, знает, что такое выйти на линию. Для кого-то это просто кнопка. Для кого-то - хобби, чтобы отвлечься от рутины. Для кого-то - возможность жить, кормить семью и обучать детей.
Представим нашего героя Илью. Лично для него выполнять заказы сервиса Яндекс Go - отличная возможность зарабатывать. Он по профессии оператор, но в силу обстоятельств, был вынужден сесть за руль автомобиля для заработка.
Впервые таксистом Илья поработал несколько месяцев еще летом 2019 года. Как он сам рассказывает, ему было просто интересно, поскольку ему всегда нравилось водить машину.
«Помню, как тогда в конторе мне выделили автомобиль, бензин и озвучили условия. Я должен был зарабатывать в день не менее 21 тысячи тенге, и лично чистыми на руки получал 6000. Я поработал пару месяцев и понял, что лучше работать на своей машине – тогда большая часть прибыли оставалась бы мне.
Когда уже летом 2020 года, незадолго до полного локдауна, начались перебои со съемками, я в итоге остался без работы. Тогда я вспомнил свою работу в такси, взял деньги в долг и уже на своей машине я пошел снова вышел на линию. Стал брать заказы Яндекса, и это реально спасло мою семью», - рассказывает он.
Илья признается, что работа тяжелая, есть нюансы, которые раздражают, но ему нравится водить автомобиль, так что он не жалуется. Среди главных плюсов работы он отмечает свободный график, который позволяет ему и проводить с семьей достаточное количество времени.
«Я составил себе план: в день я должен зарабатывать 20 тысяч. После того, как таксопарк забирает свою комиссию, а на бензин уходит где-то пять тысяч в день, зарабатываю я около 10 тысяч. Чтобы достичь этой суммы я работаю с утра и до 9 вечера обычно, выходной только в воскресенье», - добавляет он.
В Казахстане с 2019 года действует закон о самозанятых, который призван вывести из «серой» налоговой зоны всех тех, кто работает без официального трудоустройства или регистрации ИП. В число самозанятых могут быть включены и водители такси, ставших в последнее время очень популярными приложений таксомоторных компаний. Одним из тех, кто считает, что такси должны работать в открытую, является и наш герой.
Большинство тех, кто попал под действие данного закона, в том числе и Илья, признают, что стало намного спокойнее, а сам единый совокупный платеж (ЕСП) для самозанятых – не настолько обременителен даже для начинающих фрилансеров.
«Я вообще за то, чтобы платить налоги. Это неотъемлемая часть жизни, за счет таких налогоплательщиков государство и живет. Это нормально», - делится Илья.
Он уверен, что в Казахстане с налогами все гораздо проще и дешевле, чем в других странах.
«Я по работе много общаюсь с людьми, в том числе и с иностранцами. Многие говорят, что в Казахстане открыть свое дело гораздо проще, чем во многих других странах. Условий больше, налоги меньше. Некоторые считают, что у нас высокие налоги или нет условий, а я думаю, что у нас все не так уж и плохо», - заявил алматинец.
Пандемия коронавируса послужила стимулом для развития новых технологий и в налоговой сфере, появилось много инструментов, повысивших удобство работы с налоговыми органами (и не только – в целом удобнее работать с государственными структурами) и свела к минимуму бюрократию.
Как сообщили в налоговой службе, ЕСП предназначен для охвата максимального количества самозанятых.
«Налоговая политика государства движется в направлении современных стандартов и подходов к налогообложению, выработанных и существующих в цивилизованных государствах на основе принципов ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития). Поэтапно вводится всеобщее декларирование доходов и активов физических лиц. Внедряются цифровые технологии налогового учета и исполнения налоговых обязательств, совершенствуются механизмы налогообложения и налогового администрирования. Можно сказать, что налоговая политика Казахстана идет по пути поэтапной реализации принципов обязательности, всеобщности, справедливости и определенности налогообложения. В скором будущем все слои населения будут охвачены всеобщим налоговым учетом и налогообложением», - сообщили в ведомстве.
Согласно статистике налоговиков, только по городу Алматы зарегистрировано 22 138 самозанятых, общая сумма поступлений по ЕСП от них составила 26,7 миллионов тенге.
Развитие современных цифровых технологий и их удобство привело к тому, что даже когда уйдёт кризис, связанный с пандемией (а это рано или поздно произойдет), многие отрасли бизнеса останутся и не захотят возвращаться в «докоронавирусные» времена.
Так что за подобными инструментами будущее, когда вместо множества различных справок и бумаг, можно будет просто взять в руки смартфон и по отпечатку пальца сделать большинство операции, которые в прежние времена отнимали много времени и еще больше нервных клеток.
«В целом, внедрение налогового режима для самозанятых граждан предполагает значительное расширение спектра возможностей соцподдержки незащищенных казахстанцев. Неформально занятые граждане Казахстана в статусе потенциальных участников программы, получат массу возможностей, а именно: станут полноправными участниками систем социального и медицинского страхования; смогут воспользоваться полным спектром услуг медучреждений; примут участие в накопительно-пенсионной системе; смогут рассчитывать на соцвыплаты по случаю потери трудовой способности; получат соцзащиту в случае утери кормильца, по беременности, родам, уходу за ребенком», - дополнили в налоговом ведомстве.
Одной из сфер, где отлично можно применить ЕСП – услуги такси, которое в последнее время посредством приложений и агрегатов в своем большинстве ушло из традиционной формы ведения бизнеса. Официально работающие в Казахстане таксомоторные компании считают, что их водителям будет гораздо удобнее и правильнее регистрироваться именно как самозанятые.
Юрист Сергей Уткин уверен, что для водителей такси гораздо удобнее быть в числе самозанятых и гораздо выгоднее и дешевле отчислять ЕСП, нежели традиционные налоги.
«Водитель однозначно будет платить меньше налогов через ЕСП, это ему выгодно. Если бы это делала компания, то откуда она на это взяла бы на средства? С него же. А еще если бы компания брала за водителя всю ответственность, то брала бы еще больше, и они зарабатывали бы в два раза меньше», - считает он.
Благодаря современным технологиям, сегодня каждый водитель может стать самозанятым, платить налоги и самому честно зарабатывать извозом. Так удобнее работать как самому водителю, так и таксомоторной компании, с которой снимут часть налоговой нагрузки.
Налоговой службе гораздо проще работать с отдельным неплательщиком в виде самозанятого, чем разбираться с юридическим лицом в виде таксопарков.