Примерное время чтения: 8 минут
6

Взлёты и падения 2025 года  

Уходящий год был богат на события в культурной жизни Казахстана. Мы решили отметить некоторые из них номинациями нашей газеты.

Утопия года

Тут название получается в буквальном смысле: в фильме режиссёра Думана Еркимбека Qaitadan, где за основу взяты наработки американского «Дня сурка» и советского «Зеркала для героя» в фантастической версии рассказывается, как главный герой, городской мажор, оказавшись в ауле у родственников, с помощью волшебных часов раз за разом корректирует время, чтобы спасти своих близких и их соседей от гибели во время прорыва плотины. К концу фильма ему это удаётся. Все живы и здоровы! При этом смысл фильма постоянно ускользает. Только нащупаешь идею, как сюжет тут же делает новый круг и замысел приходится искать заново. Но ведь не бывает, чтобы всё идеально сложилось у всех, тем более что это фильм-катастрофа. И убеждать зрителя, что стихийное бедствие можно обуздать, переведя часы назад, занятие неблагодарное. Он-то прекрасно знает, сколько в Казахстане было прорывов плотин, сколько при этом погибло людей… И весьма прискорбно, что эту ненаучную фантастику профинансировал Центр государственной поддержки национального кино.

Слава года

Поэт, драматург и актёр Марат Жунисов к юбилейной дате, 130-летию одного из основоположников современной казахской литературы, поэта и писателя Сакена Сейфуллина, снял (как автор сценария и режиссёр) кинофильм-концерт «Сакен». Он через личность рассказывает о духовных ценностях казахского народа. В кинокартине можно услышать много песен на стихи Сейфуллина, которые исполняются как сольно, так и хором. Большой удачей стал актёрский состав в роли классиков советской казахской литературы: Сакена Сейфуллина сыграл сам Марат Жунисов, Ильяса Жансугурова – заслуженный деятель Казахстана Кумарбек Калкатай, Беимбета Майлина – актёр театра имени Мамбетова Айбол Шакиржанов. Зрители высоко оценили кинокартину, отметив, что через этот фильм ощущается дух народа, судьба и трагедия казахской интеллигенции первой половины ХХ века. В прокате кинолента себя окупила.

Цинизм года

Фильм режиссёра Максима Кодарова «Ароматное сердце», снятый при поддержке Государственного национального центра поддержки кино, вроде бы поднимает серьёзную психологическую проблему: как под влиянием чужой доброты меняется к лучшему негодяй. Но кто поверит, что алкоголику и абьюзеру, только что вышедшему из тюрьмы уголовнику, который меняться не собирается, проводят сложную кардиологическую операцию по пересадке донорского сердца. И это в тот момент, когда простые достойные люди ожидают такой операции годами! Посыл изначально был хорошим – о перерождении отрицательного героя под влиянием чужого бескорыстия. Но выбор темы оказался не просто провальным, он оказался циничным! Трансплантация (пересадка) органов в Казахстане – тема весьма деликатная: и для тех, кто ожидает операции, и для родственников тех, кто стал посмертным донором. А в фильме об этом не задумываются. Зато задумываются зрители: несмотря на положительные отклики о кинокартине в прессе, в прокате она провалилась. А деньги на её создание потратили государственные.

Призыв года

Алматы постепенно превращается в столицу толстяков. Город держит пальму первенства в Казахстане не только по количеству заведений фастфуда, но и по количеству людей, страдающих ожирением. Вызов этой тенденции бросил ментальный архитектор Всеволод Пасяк. Этим летом он снял в Алматы клип «Ты не будешь толстым», который вдохновляет людей на активный и здоровый образ жизни. Осенью состоялась его премьера на YouTube.

Напомним, что Алматы – единственный город в мире, где ради строительства «Макдональдсов» снесли несколько кинотеатров. Ситуация не только с экологией, но и с питанием выглядит испытанием. В магазинах очень сложно найти продукты без добавления сахара. Зато в изобилии мука высшего сорта и рафинированные масла. Во многих продуктах используются трансжиры и пальмовое масло.

К сожалению, Алматы так и не стал велосипедным городом, хотя по количеству велодорожек он лидирует в Центральной Азии. Но неконтролируемое распространение проката электросамокатов, польза для здоровья от которых весьма сомнительна, свело на нет системы использования прокатных велосипедов. Наверное, неслучайно именно в казахстанской системе здравоохранения появилось такое учреждение как Национальный центр проблем формирования здорового образа жизни (НЦПФЗОЖ). Проблем здесь действительно больше, чем достижений.

Стерилизация года

Окончание реконструкции кинотеатра «Целинный», который превратился в одноименный центр современного искусства, вызвало немало вопросов. Во-первых, здание потеряло свою прежнюю специализации. То есть «Целинный» пополнил ряды исчезнувших кинотеатров, в нем не осталось кинозалов. Во-вторых, прежний облик претерпел значительные изменения. Об оригинальном здании напоминает лишь восстановленное сграффито Евгения Сидоркина в фойе, которое неожиданно изменило свою цветовую палитру. Вместо черно-белого классического облика оно стало коричнево-бежевым. Это все равно что «Черный квадрат» Казимира Малевича перекрасить в коричневый цвет. Лет семь назад на страницах «АиФ Казахстан» мы обсуждали судьбу «Целинного» вместе с режиссером Рашидом Нугмановым. Он высказал идею сделать улицу Кабанбай-батыра пешеходной, построить центр современного искусства на углу Кабанбай-батыра и Назарбаева, где планировали возводить жилой комплекс, и сохранить «Целинный» как кинотеатр или фестивальный киноцентр. Но все пошло по другому сценарию. Конечно, центр современного искусства – это лучше, чем «Макдональдс», но все же жаль, что еще один культовый алматинский кинотеатр, где, кстати, впервые был показан фильм «Игла», прекратил свое существование. Автор реконструкции, британский архитектор Асиф Хан, даже не оставил названия «Целинный» на фасаде здания.

Театральное назидание года

Спектакль «Холивар. Фронтовой концерт» алматинского театра «Бата» стал, на наш взгляд, самой актуальной казахстанской театральной постановкой. Он посвящен тому, как в головах людей рождается категорическое неприятие другого мнения, как происходит управление толпой, как манипулируют сознанием в соцсетях и в целом как рождаются конфликты. Это спектакль о войне и мире. Автор экспериментальной постановки и исполнительница одной из главных ролей – художественный руководитель театра Вероника Насальская. Вместе с ней в постановочную команду вошли режиссер Дмитрий Гомзяков и постановщик пластики Александр Андрияшкин. Планета продолжает скользить по грани войны и мира, и актеры театра мобилизовали свой мировотворческий БАТАльон, чтобы заставить зрителей задуматься о природе конфликтов.

Потеря года

21 декабря не стало Асанали Ашимова, актера и режиссера театра и кино, продюсера и педагога. Ему было 88 лет. Ушла эпоха. За время работы на сцене Казахского драматического театра им. Мухтара Ауэзова он создал около 50 ролей. Ставил спектакли в других театрах – в Шымкентском областном драматическом театре им. Ж. Шанина, Республиканском театре юного зрителя им. Г. Мусрепова. Важным событием в его жизни стала главная роль в фильме Шакена Айманова «Конец атамана» по сценарию Андрея Михалкова-Кончаловского. Фильм имел большой успех в СССР. Только в 1972 году его просмотрело 30 млн зрителей. Лента положила начало целой тетралогии о чекисте Чадьярове, роль которого стала визитной карточкой актёра. Из-за загруженности в театре актёр снялся только в трёх десятках фильмов, но со временем его больше стала привлекать роль кинорежиссёра. В 1981 году он дебютировал фильмом «Год дракона» по историческому роману Зии Самади (сценарий Юрия Визбора) об уйгурском восстании XIX века в Синьцзяне. В 1985 году снял фильм «Легендарный Чокан» про известного казахского учёного и путешественника Чокана Валиханова. С 1990 года – президент киностудии «Елим-ай». Несмотря на преклонный возраст, Асанали Ашимов не сидел дома. Нам приходилось видеть его в середине декабря этого года в алматинском аэропорту. Его отличали не только талант и профессионализм, но и принципиальность в вопросах развития отечественного кино. Имя мастера стало брендом Казахстана.

Итоги подводили Олег БЕЛОВ и Андрей ЧЕРНЕНКО         

Подписывайтесь на наш Дзен и Telegram канал

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых