В Казахстане популярность такси привела к тому, что постепенно все игроки в этой сфере вынуждены выходить в «белую» зону. В том числе и решают проблему выдачи клиентам официальных фискальных чеков. Для чего это необходимо и как различные таксомоторные компании и сервисы в Казахстане решают данную проблему, читайте в материале АиФ.
Для вывода бизнеса из различных «серых» схем в 2019 году всех предпринимателей в Казахстане обязали использовать контрольно-кассовые машины (ККМ). И, если в большинстве случаев это не вызвало проблем, то как быть таксомоторным компаниям и сервисам, которые оказывают услуги через мобильное приложения? Как подобные компании выходят из положения? И для чего все это необходимо в сфере такси?
Крупные игроки на рынке услуг такси нашли решение: клиент получает чек в свой телефон на приложение. Электронные чеки имеют такую же юридическую силу, как и бумажные. Однако не все компании в Казахстане предоставляют чеки клиентам. Некоторые сервисы до сих пор игнорируют этот момент. А есть и такие, кто отправляет отчет на почту клиента, однако при внимательном рассмотрении оказывается, что это не фискальный чек, а просто отчет о поездке, без указания необходимых деталей.
То есть такие компании не очень-то стремятся перевести свой бизнес в легальный сектор экономики. А ведь они должны регистрироваться как налогоплательщики и предоставлять клиентам чек вне зависимости от формы оплаты.
Понятно, что чеки необходимы клиентам, если товар или услуга оказалась ненадлежащего качества. В случае с такси, фискальный чек может потребоваться при ДТП или же вместо проездного документа для людей в командировке, для указания в компании своих расходов на такси. Если возникнет спорная ситуация с продавцом, то именно фискальный чек будет доказательством, что вы купили товар или услугу в данном месте. Чеки в первую очередь необходимы и для установления суммы ущерба при судебных разбирательствах.
Очевидно, что самим таксопаркам и сервисам в некотором роде выгодно работать по «серой» схеме, однако это означает, что все риски берет на себя только владелец. При ДТП или других форс-мажорных обстоятельствах все расходы ложатся на саму фирму, страховые компании с “серым” рынком такси не готовы работать. Более того, самим неплательщикам грозят солидные штрафы. Подобные компании только увеличивают объем теневой экономики в стране, что плохо для любого государства.
В России закон относительно этого вопроса так же строг: любой официальный сервис/служба такси обязан выдать клиенту фискальный чек. Он может быть как в электронной форме, так и в бумажной, которую таксист может заполнить сам от руки. В ином случае перевозчику грозит штраф, зависящий от суммы оплаты.
В Европе с этим еще более строго. Там фискальные чеки клиентам обязан давать весь легальный бизнес, но вот именно таксисты делают это по требованию клиента.Да и не развита в Старом свете культура «частников», там в 99% случаев люди вызывают официальное такси или через приложение, если не могут воспользоваться своей машиной.
В Казахстане же, особенно в крупных городах, существует целая традиция поездок на попутках. Даже несмотря на то, что с пандемией коронавируса и приходом сервисов в смартфонах, данный способ не потерял популярность. До сих пор многие казахстанцы предпочитают «голосовать» на обочине. А ведь это очень небезопасно: помимо аварийных ситуаций, есть риск попасть в руки преступника. Причем это риск как для пассажира, так и для «извозчика».
Если вам необходим чек от таксиста, то на территории Казахстана вы имеете право его потребовать от водителя.
Мы проверили популярные сервисы такси на соблюдение законодательства РК в вопросе выдачи чеков.
Итак, локальный сервис такси Регион предоставляет чеки ТОЛЬКО при официальном письменном запросе в офис компании, который необходимо принести нарочно. Далее бухгалтерия будет готовить чек по вашему запросу. Слишком долгая процедура…
Indriver не показывает чеки по завершению поездки в приложении. Проверили, есть ли онлайн-чек на почте. Также нет. В приложении отображается только история поездок и сумма за каждую. То есть очевидно, что компания вообще не озадачилась вопросом соответствия законодательству Казахстана.
Сервис Яндекс Go (ранее Яндекс.Такси) показывает электронный чек прямо в приложении вне зависимости от способа оплаты. Все данные находятся в истории поездок. Также можно получать электронные чеки на почту, если добавить ее в приложении. Вопросов нет.
Bolt, который к слову недавно запустился в Алматы, вроде дает что-то похожее на чек. НО при детальном изучении, этот документ больше похож на отчет о поездке. Никаких регистрационных номеров, наименование оператора документ не содержит. То есть наша бухгалтерия такой чек примет вряд ли. То есть по сути документ этот чеком не является.
Если вы регулярно пользуетесь этими сервисами и вам не выдали чек, вы можете сделать официальный запрос в компанию или сразу написать жалобу, использовав приложение «Народный контроль». Его надо установить на смартфон, зафиксировать нарушение, указав адрес и номер машины. При первом нарушении выносится предупреждение, если оно повторяется, то накладывается штраф.