Примерное время чтения: 6 минут
881

Выйти из сумрака: почему не всегда можно получить чек за поездку в такси?

В Казахстане популярность такси привела к тому, что постепенно все игроки в этой сфере вынуждены выходить в «белую» зону. В том числе и решают проблему выдачи клиентам официальных фискальных чеков. Для чего это необходимо и как различные таксомоторные компании и сервисы в Казахстане решают данную проблему, читайте в материале АиФ.

Для вывода бизнеса из различных «серых» схем в 2019 году всех предпринимателей в Казахстане обязали использовать контрольно-кассовые машины (ККМ). И, если в большинстве случаев это не вызвало проблем, то как быть таксомоторным компаниям и сервисам, которые оказывают услуги через мобильное приложения? Как подобные компании выходят из положения? И для чего все это необходимо в сфере такси?

Крупные игроки на рынке услуг такси нашли решение: клиент получает чек в свой телефон на приложение. Электронные чеки имеют такую же юридическую силу, как и бумажные. Однако не все компании в Казахстане предоставляют чеки клиентам.  Некоторые сервисы до сих пор игнорируют этот момент. А есть и такие, кто отправляет отчет на почту клиента, однако при внимательном рассмотрении оказывается, что это не фискальный чек, а просто отчет о поездке, без указания необходимых деталей.

То есть такие компании не очень-то стремятся перевести свой бизнес в легальный сектор экономики. А ведь они должны регистрироваться как налогоплательщики и предоставлять клиентам чек вне зависимости от формы оплаты.

Понятно, что чеки необходимы клиентам, если товар или услуга оказалась ненадлежащего качества. В случае с такси, фискальный чек может потребоваться при ДТП или же вместо проездного документа для людей в командировке, для указания в компании своих расходов на такси. Если возникнет спорная ситуация с продавцом, то именно фискальный чек будет доказательством, что вы купили товар или услугу в данном месте. Чеки в первую очередь необходимы и для установления суммы ущерба при судебных разбирательствах.

Очевидно, что самим таксопаркам и сервисам в некотором роде выгодно работать по «серой» схеме, однако это означает, что все риски берет на себя только владелец. При ДТП или других форс-мажорных обстоятельствах все расходы ложатся на саму фирму, страховые компании с “серым” рынком такси не готовы работать. Более того, самим неплательщикам грозят солидные штрафы. Подобные компании только увеличивают объем теневой экономики в стране, что плохо для любого государства.

В России закон относительно этого вопроса так же строг: любой официальный сервис/служба такси обязан выдать клиенту фискальный чек. Он может быть как в электронной форме, так и в бумажной, которую таксист может заполнить сам от руки. В ином случае перевозчику грозит штраф, зависящий от суммы оплаты.

В Европе с этим еще более строго. Там фискальные чеки клиентам обязан давать весь легальный бизнес, но вот именно таксисты делают это по требованию клиента.Да и не развита в Старом свете культура «частников», там в 99% случаев люди вызывают официальное такси или через приложение, если не могут воспользоваться своей машиной.

В Казахстане же, особенно в крупных городах, существует целая традиция поездок на попутках. Даже несмотря на то, что с пандемией коронавируса и приходом сервисов в смартфонах, данный способ не потерял популярность. До сих пор многие казахстанцы предпочитают «голосовать» на обочине. А ведь это очень небезопасно: помимо аварийных ситуаций, есть риск попасть в руки преступника. Причем это риск как для пассажира, так и для «извозчика».

Если вам необходим чек от таксиста, то на территории Казахстана вы имеете право его потребовать от водителя. 

Мы проверили популярные сервисы такси на соблюдение законодательства РК в вопросе выдачи чеков. 

Итак, локальный сервис такси Регион предоставляет чеки ТОЛЬКО при официальном письменном запросе в офис компании, который необходимо принести  нарочно. Далее бухгалтерия будет готовить чек по вашему запросу. Слишком долгая процедура…

Indriver не показывает чеки по завершению поездки в приложении. Проверили, есть ли онлайн-чек на почте. Также нет.  В приложении отображается только история поездок и сумма за каждую. То есть очевидно, что компания вообще не озадачилась вопросом соответствия законодательству Казахстана.

-

Сервис Яндекс Go (ранее Яндекс.Такси) показывает электронный чек прямо в приложении вне зависимости от способа оплаты.  Все данные находятся в истории поездок. Также можно получать электронные чеки на почту, если добавить ее в приложении.  Вопросов нет. 

-

Bolt, который к слову недавно запустился в Алматы, вроде дает что-то похожее на чек. НО при детальном изучении, этот документ больше похож на отчет о поездке. Никаких регистрационных номеров, наименование оператора документ не содержит. То есть наша бухгалтерия такой чек примет вряд ли. То есть по сути документ этот чеком не является. 

-

Если вы регулярно пользуетесь этими сервисами и вам не выдали чек, вы можете сделать официальный запрос в компанию или сразу написать жалобу, использовав приложение «Народный контроль». Его надо установить на смартфон, зафиксировать нарушение, указав адрес и номер машины. При первом нарушении выносится предупреждение, если оно повторяется, то накладывается штраф.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых