Примерное время чтения: 7 минут
131

Вверх бухтармашками

Карлыгаш Кенчинбаева
Карлыгаш Кенчинбаева / Олжас АКБАЕВ / открытый источник

Почему в Казахстане не проводят крупные бардовские фестивали.

На фоне исчезновения из казахстанского календаря больших фестивалей авторской песни, таких как «Астана» и «Южный ветер» (Туркестанская область), особое внимание привлекают локальные бардовские слеты. В частности, они регулярно проходят на Бухтарме в ВКО. В их числе «Бардовский спас», который в конце августа прошёл на турбазе «Оникс». О тенденциях в авторской песне нам рассказал Евгений Зинин, один из организаторов фестиваля, руководитель клуба авторской песни «Зелёная карета» (Усть-Каменогорск). 

– Евгений, скажите, были у вас какие-то опасения перед началом слета и оправдались ли ваши ожидания?

– Конечно, опасения были. Во-первых, это небольшое количество участников по сравнению со слетом «МиГ» («Мы и гитара»), который мы провели на Бухтарме в июне. Но, как говорили приехавшие люди, меньше народу – больше свободы, больше возможности показать то, что они умеют. Мне очень понравилось, что слет собрал очень непохожих участников. Светлана Тюменцева и Танзиля Горбунова (дуэт «СвеТа») достойно представили классическую авторскую песню. Кроме общеизвестных хитов они исполнили и не так часто звучащие песни: например, «Антикавказскую», в которой автор Арон Крупп признается в любви не к Кавказу, а к Северу. Дмитрий Чекин не только пел, но и читал свои глубокие стихи. В выступлениях Евгения Хайбуллина из Риддера читалась языческая славянская энергетика. Карлыгаш Кенчинбаева сочетает в своих песнях искренность авторской песни и восточные интонации. Она также спела несколько песен на казахском языке, которые органично вписались в программу. Алматинский акын О'Лео презентовал альбом «Поезд на Луну», который он записал вместе с Эдуардом Двухименным и Мари Ануар. Я также открыл для себя новое имя – Андрея Сергунова из Алтая (Зыряновска). В его песнях соединяются ритмы рока и авторской песни. Драйв сочетается у него с искренностью и иронией. В общем, имя Сергунова прозвучало очень ново.

Михаил Лабуков и Евгений Ковтун

Как всегда, блеснул своим выступлением Евгений Ковтун, лидер группы «СУБкульУРА». Он приехал с новым участником группы – девятнадцатилетним аккордионистом Михаилом Лабуковым. Новый для нашего слета инструмент великолепно сочетался с гитарой. И главное, нам удалось включить выступление Ковтуна не в итоговый воскресный концерт, который проходит днем, а в субботний вечерний гала-концерт. Атмосфера была совсем другой, и она больше соответствовала песням группы «СУБкульУРА». Конечно, у этих музыкантов напряженный график, но я видел, как это выступление понравилось и зрителям, и музыкантам, и наверняка Евгений Ковтун будет стремиться к тому, чтобы в будущем приезжать к нам на вечерний концерт.

Андрей Сергунов

Мы также подготовили два видеосюрприза: открыли программу роликом с песней Юрия Лореса «Искры», которая стала гимном нашего слета. Также состоялась премьера фильма студии HDV.kz «Вверх бухтармашками» о прошлогоднем «Бардспасе», в который вошел клип на африканскую песню Павла Аксенова и Андрея Хрипунова «Как тебя зовут».

– Программа слета включала мастер-классы, не имеющие к песенному жанру никакого отношения. Не лучше ли было сосредоточиться на занятиях по стихосложению и игре на гитаре?

– Обсуждения песен и стихов было достаточно на костровых посиделках. Но мы убеждены, что наши слеты должны включать и развивающие занятия в других областях. Они позволяют развивать выносливость, гибкость тела и ума, мелкую моторику. Всё это отражается и на творческой форме. На этот раз Елена Пермитина, инструктор кундалини-йоги, провела ознакомительное занятие на пляже. Каждое утро там проходили тренировки школы восточных практик «ШаоБао». Важной традицией слета стал мастер-класс «Бумагия». Специально для него наш креативный директор Татьяна Зинина разработала пятилучевую буфи (бумажную фигуру) с космической тематикой. Ее вырезание и для детей, и для взрослых было непростой задачей. Но в итоге все справились с этим уроком занимательной геометрии, на фигуре у каждого взлетало пять ракет и звучало пять гитар. Конечно, реализация такой насыщенной программы стала возможной, потому что эта турбаза уделяет особое внимание событийному туризму. На склоне среди сосен установлена красивая сцена с выдвигающимся экраном для кинопоказов, а зрительным залом служит природный амфитеатр. Никакие выступления в помещениях не могут сравниться с такой атмосферой, идеально подходящей для авторской песни. Несомненно, во время концертов есть зависимость от погоды, но духи Бухтармы поддержали нас, и большие дожди прошли стороной.    

Дмитрий ЧЕКИН/©Олжас АКБАЕВ

– Однако «Белую вечеринку» всё-таки пришлось отменить из-за дождя. Будете ли вы в будущем обращаться к теме цветных вечеринок?

– Мы любим экспериментировать. Программы наших слетов никогда не повторяются. Тема нынешнего «Бардспаса» – «По Млечному пути» – себя оправдала. Каждый автор спел что-то о звездах, о ночном небе. Впервые мы решили устроить «Белую вечеринку», это цвет звезд. Но в назначенное время одна из дождевых туч прорвала оборону наших духов, и вечеринку пришлось отменить. Однако на следующий день все, кто подготовил белые костюмы, выходили в них на сцену, дефилировали и даже танцевали. В итоге мы наградили авторов лучших костюмов и исполнителей лучшего белого танца. Так что можно сказать, что вечеринка прошла в сжатом формате. Не исключено, что в будущем вернемся к теме цветных мероприятий, за исключением цветных революций.

– Этим летом вы провели два слёта на Бухтарме. Фестиваль «Крылья Алаколя» включал большой концерт авторской песни. Клуб «Тоника» провел Кульсариевский слет на Капчагае. Но почему из календаря исчезли большие фестивали авторской песни?

– В этом году в Казахстане наблюдается не просто угасание, а полное отсутствие больших бардовских фестивалей. Естественно, они требуют больших затрат. Необходима поддержка акиматов. Их организация намного сложнее и зависит от многих факторов, в том числе человеческих. В этом году не нашлось авторитетных представителей авторской песни, которые бы собрали крепкие команды, провели переговоры с акиматами, спонсорами и взяли на себя ответственность по проведению этих масштабных мероприятий. К счастью, небольшие форматы не исчезли. Мы прошли этот год без потерь. Я надеюсь, что кризис больших фестивалей – это временное явление. Убежден, что такие фестивали, как «Астана», «Южный ветер», необходимы для Казахстана, потому что они поддерживают имидж страны, дают возможности для творческого роста, позволяют увидеть значимых авторов из соседних стран. Это самая доступная площадка для песенного творчества, важный формат событийного туризма и к тому же часть креативной индустрии, о развитии которой так любят говорить в правительстве.

Олжас АКБАЕВ

Подписывайтесь на наш Дзен и Telegram канал.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых