Одним из главных направлений судебной реформы в Казахстане, как известно, стало создание административной юстиции, которая совершенствуется год от года [газетная статья].
Этот процесс развивается по мере всё большей востребованности данного вида судебной деятельности, и вот на днях мажилис парламента страны одобрил в первом чтении давно ожидаемые поправки в некоторые законодательные акты по вопросам совершенствования и расширения сферы административной юстиции.
Данный документ представил в парламенте министр юстиции Азамат Ескараев, который, в частности, отметил, что поправки переносят отдельные категории публично-правовых споров из Гражданско-процессуального кодекса в плоскость административной юстиции.
– Наблюдается рост количества исков, поступающих в специализированные межрайонные административные суды, – сказал министр. – Верховный суд аналогично Минюсту отмечает отсутствие должного внимания к процедурным аспектам рассмотрения административных дел. Это приводит к более широкому усмотрению суда в рассмотрении существа спора и увеличивает нагрузку на административные суды.
В то же время Административный процедурно-процессуальный кодекс РК предлагает эффективные процедуры разрешения споров еще до судебного разбирательства. В этой связи усматривается, по его мнению, целесообразность именно поэтапного перевода публично-правовых споров из Гражданско-процессуального кодекса в АППК.
Данные нововведения прокомментировала юрист Алматинской юридической корпорации Анна Пятибратова:
– Есть ещё одно очень интересное новшество: теперь за правительством закрепляются полномочия по разрешению споров и разъяснению законодательных норм между государственными органами. Это когда, например, одно ведомство не согласно с решением другого, то оно будет вправе обратиться с административной жалобой в вышестоящий госорган, и в случае несогласия с решением правомочен обратиться в аппарат правительства.
Чем ещё, по мнению специалистов, интересен и перспективен данный законопроект, так это положением о сокращении числа возвращенных исков в связи с отсутствием досудебного порядка урегулирования споров. То есть это направлено на повышение ответственности государственных органов, поскольку теперь в них должны будут определять жёсткую иерархию порядка рассмотрения жалоб и заявлений.
Марк ЛОТВИН, юридический консультант