56

Все преходяще, а музыка – вечна

Она не стареет и не стирается в памяти

В ЦЕНТРЕ РОССИИ ПО ПУТИ ИЗ СТОЛИЦЫ НА ЮГ НА ЖИВОПИСНОЙ РЕКЕ БЫСТРАЯ СОСНА СТОИТ ЕЛЕЦ. МАЛ ГОРОДОК, ДА УДАЛ. СКОЛЬКО РАЗ, ЗАСЛОНЯЯ СОБОЮ РУСЬ ОТ ВРАГОВ, ЭТОТ ДРЕВНИЙ ГОРОД ПОГИБАЛ, СГОРАЯ ДОТЛА. И ВОЗРОЖДАЛСЯ ВНОВЬ. [газетная статья]

Летопись свидетельствует, что сей град Елец на один год старше Москвы. За много веков на подступах к нему били всех – от Тамерлана до Гудериана. А нынче в легендарном граде-крепости, овеянном суровой воинской славой, часто звучат музы.

Судьбе было угодно: на крутом берегу, что помнит грозную конницу Тамерлана и удалые русские кулачные бои, в начале прошлого века десятым ребенком в небогатой купеческой семье родился мальчик, который радостно пел в церковном хоре, самозабвенно внимал переливам колоколов трех десятков елецких храмов, гулял по бунинским аллеям, до рассвета слушал соловьев, постигал законы музыки, сочинив уже в 13 лет первый этюд для фортепиано.

Выдающийся советский композитор, 110-летие которого будет отмечаться в 2023 году, Тихон Николаевич Хренников считается одним из основоположников советской музыкальной классики. Он известен миллионам симфониями, песнями, мелодиями к спектаклям, опереттам, кинофильмам. Его аккорды к знаменитой киноленте «В шесть часов вечера после войны» были пророческими: 9 мая 1945 года композитор встретил в Берлине, где исполнял свои произведения для воинов-победителей. Больше 40 лет Тихон Хренников был «главным по музыке» в большой стране – руководил творческим союзом композиторов СССР.

В его память на липецкой земле каждые два года проходит большой музыкальный праздник. Этим летом родина Тихона Хренникова приняла многочисленных гостей и туристов VII всероссийского музыкального фестиваля его имени. За четырнадцать лет, прошедших с тех пор, как по завещанию 94-летнего композитора он был похоронен в родном городе, в России и мире многое изменилось.

НА ВЫСОКОЙ НОТЕ

О Хренникове вспоминают не только в России. Вот что сегодня написал мне из Астаны Серик Еркимбеков, будучи в 1998-2007 годах председателем Союза композиторов Казахстана: «Тихон Николаевич остается значимой личностью для наших профессиональных композиторов. Бережно храню ставшее уже фактом истории удостоверение члена Союза композиторов СССР».

-

Серик Еркимбеков вспоминает то время: «В те годы хорошие профессиональные и, самое главное, общечеловеческие отношения складывались у руководства Союза композиторов Казахстана во главе с Е. Рахмадиевым и правлением Союза композиторов СССР, которым продолжительное время бессменно руководил Т. Хренников. Это играло важную позитивную роль в развитииобщего культурного пространства. Многочисленные концертные программы фестивалей из произведений коллег всех союзных республик, творческие пленумы, Дома творчества, где создавались многие произведения наших композиторов, издания партитур, работы музыковедов, материальная поддержка авторов – все это было во многом благодаря большой личной поддержке, благодаря энергии Тихона Николаевича».

«До сих пор в памяти многих выездной пленум Союза композиторов СССР 1984 году в Алма-Ате, – делится давними впечатлениями Серик Еркимбеков, – удивительное по силе авторское исполнение Тихоном Николаевичем своего фортепианного концерта, звездные программы из музыки талантливейших композиторов разных республик, знакомство с гением молодого тогда Владимира Гергиева, ныне мэтра с мировым именем».

Именитый казахстанский композитор с удовольствием отмечает: в те годы шла как никогда творчески насыщенная, профессионально востребованная композиторская жизнь. «На моем билете члена Союза композиторов СССР, как и у многих моих коллег, стоит автограф самого Т.Н. Хренникова, и это весьма дорого как с позиции ушедшей эпохи, так и доброй памяти о незаурядном человеке, большом художнике».

Кстати, Серик Еркимбеков с гордостью замечает: «Офис Союза композиторов и землю Дома творчества я, будучи председателем творческого союза республики, уберег, несмотря на разные «наезды и подъезды». Уверен: Тихон Николаевич бы одобрил, ведь он всегда бескомпромиссно защищал и поддерживал своих коллег».

ЛИЧНОСТЬ НА ФОНЕ ЭПОХИ

«Когда я узнала, что в этом году фестиваль, посвященный Тихону Хренникову, будет увенчан – это слово специально мной выбрано – ландшафтной постановкой оперы Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце», то с радостью приняла приглашение, и ожидания не обманули: на берегах реки было поистине великое зрелище! – отмечает журналистка, обозреватель «Росмипресс» Алла Бурцева. – Хочу выразить огромную благодарность всем, кто его создавал. Клубам исторической реконструкции, музыкантам Липецка и Ельца, солистам из Большого театра и Геликон-оперы, звукооператорам и мастерам спецэффектов, декораторами-видеотехникам. Это было незабываемо!»

-

 Сотни людей трудились, чтобы художественно воссоздать события 1395 года – нашествие на Русь Тимура Тамерлана. В тот год погиб вставший на пути завоевателя город Елец. Согласно легенде, после битвы Тамерлану явилась во сне Пресвятая Богородица и велела отступить. История подтверждает: после Ельца он не пошел на Москву, а развернул войско в обратный путь.

«Тихон Хренников до сих пор недооцененный композитор, невзирая даже на фестиваль его имени, – убеждена Алла Бурцева. – Он, бесспорно, был более масштабной фигурой в истории, чем нами принято это воспринимать».

Хренников смог отстоять и защитить от произвола многих, попавших в опалу творцов, очень много делал на своем посту для спасения тех, на кого в ту пору писались доносы. Что и говорить, генеральный секретарь Союза композиторов СССР – очень весомая фигура, авторитет свой он использовал во благо всем.

На взгляд публициста Аллы Бурцевой, изучавшей детали того времени, две бесспорно яркие творческие личности – Тихон Хренников и народный артист Михаил Жаров – смело и бескомпромиссно защищали своих друзей и коллег, вне зависимости от национальных, идеологических и творческих признаков. Они не боялись ставить свои судьбу и карьеру под угрозу. Это не просто заслуживает уважения, а достойно благодарной памяти.

Политолог Дмитрий Журавлев, руководитель Института региональных проблем, поклонник Хренникова поясняет: «Восхищает, что композитор стал знаменитостью мирового уровня уже после первой своей студенческой симфонии, которую написал как дипломную работу. Конечно, ему симпатизировали в Кремле того времени, но на строгую мировую музыкальную общественность это вряд ли оказало решающее влияние».

Дмитрий Журавлев считает, что за свою долгую творческую жизнь Хренников многое успел рассказать человечеству до того, как очередная эпоха закончилась. «Он не по своей воле слишком рано стал очень большим начальником, и его образ государственного деятеля во многом заслонил образ замечательного, жизнерадостного, жизнеутверждающего композитора. Когда тебя вызывают к самому Маленкову, то мало вариантов для выбора. Тыже не мог сказать Георгию Максимилиановичу, что ты против того, чтобы стать большим чиновником, а хочешь музыку писать. Но опять же глубочайшее уважение Хренникову: музыку писать он не перестал. И его музыка не старела, не стиралась в памяти, она всегда была и традиционной, и современной, и приятной слуху».

-

КУЛЬТУРА «ШИРОКОГО ДЫХАНИЯ»

Сегодня жители малого города благодаря фестивалям глубже знакомятся с большой музыкой, мировым наследием, принимая у себя ведущих певцов, инструменталистов. Масштаб фестивалей Хренникова растет, и подрастает на родине композитора молодая творческая интеллигенция. Семь фестивалей, во время которых царит его величество искусство, изменили и преобразили липецкую землю.

Мой любимый казахстанский певец, всемирно известный тенор Алибек Днишев однажды заметил, выступая на посольском вечере в Москве: «Русская и казахская народные песни требуют широкого дыхания». А мне подумалось, что «широкого дыхания» от всех людей требует сегодня само время. Только бережно и деятельно сохранив прошлое своей культуры – народное творчество и классику, – человечество обретет эту широту дыхания, мышления, взглядов…

Ведь там, где разговаривают музы, пушки молчат!

Олег ЗЛОБИН Москва – Алматы. Фото автора и В. Савельева

Оставить комментарий (0)
Акция! Заправляйся выгодой на Qazaq Oil

Топ 5 читаемых