Примерное время чтения: 6 минут
329

Вакцина от коронакризиса

Как сократить безработицу в период пандемии

Одна из главных проблем «коронакризиса» – рост безработицы. В связи с этим в Казахстане действует программа «дорожная карта занятости – 2020» (ДКЗ). Ее отличие от предыдущих подобных проектов в том, что она осуществляется в условиях острейшего международного экономического кризиса, сопровождающегося продолжительным карантином и остановкой основных производств.

Корреспонденты «АиФ-Казахстан» решили выяснить, как программа ДКЗ работает в регионах, и отправились в Алматинскую область, в город Капчагай.

Мы осмотрели три объекта. Один из самых масштабных – капитальный ремонт средней школы №1 им. Алтынсарина, старейшей в городе. Работа на объекте кипит с раннего утра до позднего вечера. Директор школы Руфина Шайгузова вместе с начальником участка показала нам фронт работ.

-
- Фото: из газетных материалов/ Олег Белов

– В прошлом учебном году у нас было 660 учеников, после ремонта планируем принять 686 детей, – рассказала Руфина Каркеновна. – Работы начались 18 мая. Планируют их закончить 18 августа.

Во дворе гимназии №2 им. Валиханова зачищена территория для укладки брусчатки, посадки деревьев и установки фонарей. Также начался ремонт улицы Алматинская, ведущей к автовокзалу со стороны Алматы. Мы обратили внимание на то, что на объектах нет узбекских бригад, которые до карантина нередко привлекались к строительным работам.

Реализацию программы мы обсудили с Рашидом Сагитдиновым, депутатом капчагайского маслихата, руководителем рабочей группы, контролирующей ход выполнения ДКЗ в городе.

– Рашид Фамишевич , сколько объектов охватывает программа ДКЗ в Капчагае?

Рашид Сагитдинов
Рашид Сагитдинов Фото: из газетных материалов

 

– Она включает 19 проектов, из них 11 – дорожные, 4 – по линии ЖКХи 4 – объекты образования. Эта программа оказала значительное влияние на сферу занятости. Весной многие предприятия попросту встали. Это, в частности, относится к небольшим строительным бригадам, которые сейчас очень пригодились нам во время реконструкции школы №1. В программу вошли три старейшие школы города, работы в которых давно назрели. Очень важным условием программы является условие, что не менее 50% работников должны быть из числа местного населения. Это позволяет нам в значительной мере снизить проблему безработицы.

– Насколько выбор объектов актуален для Капчагая?

– В программу ДКЗ вошли самые насущные проекты. В целом процедура такова: выбираются первоочередные объекты, затем выделяются средства для разработки проектно-сметной документации. На этом этапе у нас не возникло больших задержек. У первоочередных объектов уже заранее были разработаны проекты.

– Мы обратили внимание, что авторы многих проектов – из других областей. Создает ли это какие-то дополнительные проблемы?

– На мой взгляд, желательно, чтобы авторы проекта были не из удаленных регионов. Необходимо, чтобы они имели возможность на месте разрабатывать проекты и осуществлять авторский надзор. Тогда они могли бы учитывать всю местную специфику, включая расположение деревьев, остановок.

Пока же заметно, что проектные организации делают работы по старым чертежам. Нередко возникают неучтенные моменты, которые приходится решать на месте. Иной раз создается впечатление, что проектировщики вовсе не выезжали на объект. В итоге, например, остановка проектируется так, что требуется убирать взрослые деревья, хотя рядом есть пустое пространство. Нам приходится решать этот вопрос самостоятельно, чтобы сохранить зеленые насаждения.

– Почему благоустройство школьного двора гимназии №2 им. Валиханова в рамках ДКЗ началось прежде, чем капитальный ремонт здания?

– Это проблема планирования. Средств на капитальный ремонт гимназии в этом году не хватило. В итоге выделили финансы лишь на благоустройство двора. Однако капитальный ремонт, который запланирован на следующий год, неизбежно сведет на нет часть нынешних работ по благоустройству. Например, укладку брусчатки, так как потребуются подъездные пути для крупной техники. Тем более что капремонт включает в себя восстановление крыши, замену сетей, в том числе отопления, водоснабжения и канализации. На мой взгляд, стоило все-таки добавить средств и начать с капитального ремонта здания, а затем уже делать благоустройство прилегающей территории.

– Когда приезжаешь в Капчагай, бросается в глаза ужасное состояние асфальтового покрытия на территории автовокзала, больше пригодного для испытания танков, чем для междугороднего транспорта. Почему этот объект не вошел в программу «Дорожная карта занятости – 2020»?

– Дело в том, что в настоящее время автовокзал является частным предприятием. Программа ДКЗ охватывает лишь объекты, относящиеся к муниципальной собственности. Кстати, в планах города строительство современного междугороднего автовокзала, расположенного непосредственно на трассе Алматы – Талдыкорган. Он будет возведен на месте бывшего «Автодора», за территорией фарфорового завода.

– Еще одна проблема: во многих дворах и территориях, примыкающих к магазинам, нет разделения между пешеходными и автомобильными зонами. С чем это связано?

– Во многом это также связано с недочетами проектировщиков. Часть работ по реконструкции дворов в первом микрорайоне нам удалось скорректировать и внести в них дорожки для пешеходов. Очень важно, чтобы при реконструкции дворов учитывалась и возможность подъезда специальной техники, такой как пожарные машины, скорая помощь. Будем учитывать это в дальнейших проектах. На ближайшее время у нас запланировано два крупных строительства в центральном парке: дом культуры, а также физкультурно-оздоровительный комплекс. Это очень важные объекты, открытия которых с нетерпением ждут жители нашего города.

Олег БЕЛОВ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых