Мой сосед почти год ездит на Toyota Camry 40 с российскими номерами. Он ярый любитель именно этой марки. Недавно я задал ему вопрос: «А не проще купить такую же в Казахстане и спокойно ездить, не переживая за документы и утильсбор»? На что он с улыбкой ответил: «Там легче найти в хорошем состоянии и дешевле, а по документам я не заморачиваюсь». Материал взят с сайта Optimism.kz.
«Как это так?» – подумал я и промолчал. Неужели так и есть? Когда я получил задание написать материал об утилизационном сборе, сразу решил проверить слова моего соседа. Я зашел на сайт «колёса» и вбил в поиске Toyota Camry 40. Потом зашел на российский «авито» и сравнил цены. Я был удивлен.
Я нашел почти одинаковые «камри». В Казахстане, по словам продавца, машина в идеальном состоянии. Он пишет: «Комплектация р4. Авто в идеальном состоянии! Мотор, коробка, ходовка в идеале! Салон в шикарном состоянии! Кузов в родной краске! Готов на любые проверки за ваш счёт! Толщиномер приветствуется! (прим. Ред. – орфография и пунктуация сохранены)». По характеристикам – 2007 год, объем двигателя 2,4, пробег 238 000 км, коробка передач – автомат. Цена за нее 7 600 000.
Продавец в России пишет так: «Технически автомобиль в достойном состоянии! Двигатель работает ровно, коробка переключает плавно, ходовая в норме! Все ТО производилось по регламенту! Есть сервисная книжка» (прим. Ред. – орфография и пунктуация сохранены)». Характеристики этой Camry такие: 2008 год (свежее казахстанской), пробег 230 000 км, объем – 2,4, коробка передач – автомат, комплектация – комфорт плюс (такая же, как и у казахстанской). Стоит она ровно 1 миллион рублей.
Курс рубля к тенге на 2 декабря 2021 года равен 5,89. Я умножил 1 000 000 на 5,89. Получилось – 5 890 000. А сосед ведь в какой-то мере оказался прав. Разница между стоимостью составила ощутимую сумму – 1 710 000 тенге. Но тут есть очень большой нюанс – утилизационный сбор. Поговорим об этом подробно.
Что такое утильсбор и зачем он нужен?
Если коротко и простыми словами – это, грубо говоря, налог, который оплачивается один раз. Делается это для того, чтобы в будущем государство потратило эти деньги на утилизацию машины. Оплачивается он при ввозе и регистрации автомобиля в страну. Платить его обязаны все – производители, импортёры и простые люди.
Сколько нужно платить за утилизацию машины?
Цены варьируются от бесплатно до почти 4 миллионов. Для расчёта есть базовая ставка – 50 МРП, которую умножают на коэффициент. А он уже зависит от характеристик машины. Например, утильсбор за электромобили составляет 0 тенге. А за ту же Camry 40, как у соседа, будет равняться 1 531 500 тенге. На таблице ниже будет представлена вся нужная информация.
А как в других странах?
В Европе с утильсбором особо не заморачиваются. Там для легковых авто он равен 100 евро – это данные с Википедии. А вот, например в России, он тоже дороговат. Там смотрят на возраст машины. Если машине нет 3-х лет, а ее объем варьируется от 2 до 3 «литров», то утильсбор составит примерно 180 000 тысяч рублей. По нынешнему курсу – это 1 060 200. Для машины, у которой такой же объем, но возраст старше 3-х лет, он составит аж почти 315 тысяч рублей (1 855 350 тенге).
Вывод
Разница в цене на почти одинаковые «камри» в Казахстане и России 1 710 000 тенге. Утильсбор на эту машину в нашей стране равен 1 531 500 тенге (в 2022 году). Если верить соседу, что в России легче найти машину в наилучшем состоянии, то купить её можно там. Потом оплатить утильсбор и спокойно ездить. Выйдет почти такая же стоимость, как и тут. Останется 178 тысяч. Эти деньги уйдут на оформление и перегон машины.
Однако многие водители почему-то не оплачивают утильсбор. Покупают там и ездят в Казахстане на российских номерах. Почему они этого не делают? Первые безответственные или, может даже, жадные. Вторые планируют сделать это позже, как появятся деньги. У третьих попросту нет возможности.