Статистика жертв ДТП за прошедшие восемь месяцев свидетельствует о том, что казахстанские автодороги были, есть и, скорее всего, останутся зонами повышенной опасности.
С начала года в республике произошло более 22 тысяч ДТП, это больше чем 90 ДТП каждый день. Много это или мало в масштабах всей страны? А если к этому прибавить, что за это время на дорогах пострадало свыше 32 тысяч человек (при этом 1450 погибли), тогда как за тот же период прошлого года произошло 15 862 ДТП, в которых пострадало около 22 тысяч человек?
То есть рост числа ДТП составил 42%. На протяжении вот уже 5-6 лет каждый год на казахстанских дорогах гибнет свыше двух с половиной тысяч человек, или более двухсот человек каждый месяц. Вот представьте себе: в канун каждого грядущего года мы знаем, что впереди будет такая статистика, на дорогах будут погибать 6-7 человек каждый день…
В подавляющем большинстве аварий виновны водители легкового транспорта, то есть те, кого чаще всего обвиняют в приобретении прав на вождение левым путём, с помощью взяток и т. п. И как же они ездят? Все знают как. Выезжают на встречную полосу, идут на рискованный обгон, стремятся проскочить на красный свет светофора, садятся за руль в пьяном виде или под воздействием наркотиков.
Считают своё авто не объектом повышенной опасности и даже не средством передвижения, а сугубо личным пространством на колёсах, которое они вправе использовать так, как взбрело в их лихие головы. При этом сами эти головы «перепрограммировать» уже не представляется возможным, если учесть ежегодный статистический рост убийственных цифр дорожных смертей и увечий.
При этом в стране официально зарегистрировано 6 628 986 автомобилей. Большинство из них эксплуатируется больше 20 лет, но ввозить старые авто продолжают и продолжают. И общее их число стремительно растёт. Также как растёт количество приобретённых водительских прав в частных автошколах, где, как правило, преподают люди с низкой квалификацией.
И посмотрите, как используются эти пространства на колёсах, скажем, в крупных городах, сколько людей сидит в салоне авто. Один, два, три? Или, может быть, занят весь салон? А может, чаще всего водитель рулит один и в салоне больше никого? Кто скажет, что по-прежнему актуальна поговорка: «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения»?
Роскошь, и ещё какая! Да, для иных соотечественников авто это средство заработка, но их меньшинство, тогда как для большинства это средство не заработать или передвигаться, скажем, между городами и посёлками, или спешить на работу, а, извините, понты колотить перед друзьями и знакомыми.
Аргумент водителей, что, мол, по вине пешеходов тоже происходят аварии смешон, если просто знать причины 99,9 процента этих аварий. Автомобиль превратился у нас в реальную угрозу на колёсах, и цифры это подтверждают. И человек за рулём должен помнить это всегда, каждую секунду, потому что цена его забывчивости – жизни других, невинных людей.
Сергей ЛЕОНОВ