Предпринимательству опять грозит «бросок через налог»
ПОСЕЛОК БУРАБАЙ ТЕПЕРЬ ИЗВЕСТЕН НЕ ТОЛЬКО КАК ОДИН ИЗ КУРОРТНЫХ ЦЕНТРОВ КАЗАХСТАНА. В ОКТЯБРЕ 2015 ГОДА ГОСУДАРСТВА – ЧЛЕНЫ ЕВРАЗЭС ПОДПИСАЛИ ТАМ ПРОТОКОЛ О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ВВОЗА И ОБРАЩЕНИЯ ТОВАРОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА. ЭТО БЫЛО СВЯЗАНО С ПРИСОЕДИНЕНИЕМ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН К ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ПОВЛЕКЛО ЗА СОБОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАШЕГО ГОСУДАРСТВА ЗА СОЗДАНИЕ ПРОЗРАЧНОЙ СИСТЕМЫ ТОВАРООБОРОТА, ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ ОТСЛЕЖИВАТЬ ВСЕ СДЕЛКИ И ДВИЖЕНИЕ ТОВАРА – ОТ ВРЕМЕНИ ПРОИЗВОДСТВА И ВВОЗА В СТРАНУ ДО РЕАЛИЗАЦИИ КАЖДОЙ ЕГО ЕДИНИЦЫ ПОТРЕБИТЕЛЮ. СЕГОДНЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭТО ВЫГЛЯДИТ ВПОЛНЕ РЕАЛЬНЫМ. НО КАК ОБСТОИТ НА САМОМ ДЕЛЕ? [газетная статья]
ТРИ БУКВЫ ПРЕТКНОВЕНИЯ
Рядом с офисом партии «Ак Жол» скопление людей. Хотя все в масках, но дистанцию никто не выдерживает. Представителей малого и среднего бизнеса (МСБ) сплотила и привела сюда общая проблема – их предпринимательство оказалось под угрозой закрытия. С 1 января этого года в Казахстане стартовал пилотный проект по внедрению сопроводительных накладных на товары (СНТ), которые оформляются в электронной форме. Требование исходит от комитета государственных доходов, озабоченного необходимостью сделать товарооборот прозрачным.
У собравшихся около «Ак Жола», позиционирующей себя как партия бизнеса, эмоции бьют через край. Достаточно посмотреть на плакаты, которые люди держат перед собой: «Дайте доработать до пенсии», «Оставьте ИП в покое», «Микробизнес и СНТ несовместимы», «Магазины у дома – конечное звено». Партийцы решили разговор вести на воздухе, зал заседаний оказался тесен для делегатов МСБ. Многие из них не дотягивают не то что до среднего бизнеса, а даже до малого. Это микропредприниматели.
Одна торговая точка на территории жилого комплекса или на первом этаже обычного дома. Владелец, продавец, бухгалтер, доставщик товара, уборщица – один и тот же человек, чаще женщина. Кто-то с высшим образованием, у многих за плечами только семья и школа. И таких по Казахстану десятки тысяч. Мы выбегаем к ним из ночных подъездов за солью, упаковкой сметаны или сушками, чтобы не трусить под снегом несколько кварталов к залитому огнями супермаркету. До текущего года «магазины у дома» работали по так называемой упрощенке, выплачивая в виде налога 3% от оборота. На этих условиях люди и пришли в бизнес, понимая, что другие формы предпринимательства были бы им не под силу. Но мы, как известно, страна щедрая на перемены… Теперь «мини-бизнесмены» обязаны перейти на полный бухгалтерский учет, для чего придется нанимать бухгалтера, обзаводиться компьютерной техникой, сканерами для считывания цифровой маркировки товара.
Это только называется «пилот». На деле, если к 1 июля нынешнего года «низовые» торговые точки не заработают в новом режиме, их ждут непомерные штрафы. Метроном начал вести суровый отсчет оставшимся дням…
А КОМУ СЕГОДНЯ ЛЕГКО?
Туран – хозяин «магазина у дома» в центре Нур-Султана. Торговая площадь 60 кв. метров. Выкупил ее, взяв кредит почти под 20%. Налог, коммуналка, погашение ссуды, в итоге чистый месячный доход составляет не больше ста пятидесяти тысяч тенге. Работа с восьми утра до полуночи, дома жена и двое детей, Туран один содержит семью. Нововведения комитета госдоходов ему представляются не менее страшными, чем пандемия, в которой более-менее научился выживать и приспособился вести дела.
Алматинке Ирине, в отличие от столичного предпринимателя, особенно волноваться вроде бы нечего. Она трудится бухгалтером в одном из сетевых магазинов, где процессы отчетности отработаны. Но нововедения комитета госдоходов ударили и по их бизнесу. Хотя бы тем, что не стыкуются с программами бухгалтерского учета. Ирине приходится сидеть до позднего вечера, вручную выбирая из каждого чека покупки алкоголя и сигарет, чтобы оформить на них сопроводительные товарные накладные. В одиночку категорически не справляется. Судя по всему, придется принимать на работу еще одного бухгалтера-программиста. К тому же на днях вызвали в налоговую, потребовали объяснений, почему не предоставила СНА, сопроводительные налоговые по алкоголю, хотя комитет госдоходов своим же распоряжением ранее успел их отменить, поменяв на СНТ.
Оба моих собеседника просили не называть фамилии, с налоговой портить отношения себе дороже. Хотя дороже уже некуда. Предприниматели пишут отчаянные письма президенту страны, чаты и социальные сети забиты страдальческими историями, гневными вопросами, конспирологическими предположениями типа: «у нас все законы написаны через одно место, всегда можно трактовать один и тот же закон по-разному и подогнать человека под штраф, в налоговой выдали справку о доходах, указав сумму всего годового оборота, после чего на меня стали смотреть как на миллионера, разве здравомыслящие люди такое могут придумать». Или: «торговые монстры лоббируют свои интересы, мы им кость в горле, у них надбавки по 30-40%, мы со своими 20-25% им жить мешаем». Как-то не вяжется происходящее с заявлением президента на расширенном заседании правительства менее двух лет назад о том, что «следует всячески поддерживать бизнес, а тех, кто препятствует его развитию, – наказывать».
ГРАБЛИ ОКАЗАЛИСЬ НА МЕСТЕ…
Гульнар Курманбаева возглавляет Ассоциацию предпринимателей Карагандинской области, является членом консультативного комитета по вопросам предпринимательства евразийской экономической комиссии. Вот ее точка зрения на ситуацию:
– Все, чем должен заниматься налоговый орган, – собирать налоги и другие обязательные платежи в бюджет. Сегодня они занимаются усилением своего администрирования с целью обеспечить учет каждой товарной единицы, всей реализуемой продукции, таким образом якобы борются с теневым и «серым» бизнесом. С одной стороны, вроде бы неплохо и вполне актуально – автоматизация, цифровизация… С другой – что же вы время такое выбрали? В кризисный момент, как сегодня, нельзя ничего менять, наоборот, надо анализировать, как чувствуют себя налогоплательщики в форс-мажорных обстоятельствах, какие проблемы испытывают, чем можно им помочь. Так нет же, взялись усиленно регулировать, следить, чтобы три копейки не убежали в сторону от их всевидящего ока.
Есть известное правило Парето, выявленное итальянским экономистом и социологом Вильфредо Парето: 80% предприятий приносят в бюджет 20% дохода, и 20% предприятий – 80% дохода. Зачем так остервенело охотиться за «малышами», которых несметное количество по численности и которые сегодня в лучшем случае выживают с некоей средней зарплатой, как на любом предприятии! Задача малого и микробизнеса – социальная, обеспечить доходом себя и семью и не стать нагрузкой для государства. А государство должно обеспечить предпринимателю все условия, чтобы не пришлось платить пособия по безработице, не брать на себя задачу по трудоустройству, обучению. Государство, делегировавшее полномочия налоговым службам, – это такой же бизнесмен, большой брат, который должен думать о рациональном использовании своих денег, о создании лучших условий деятельности для людей, поощряя их успешнее трудиться и больше зарабатывать. А что выясняется? Идет несчетное количество жалоб даже от субъектов крупного предпринимательства. Ошибки технического характера, системные сбои, невозможность отправить отчеты в КГД объясняются тем, что в первую очередь он сам оказался не готов к реализации своих нововведений из-за сырой неотработанной программы. Поспешили, не учли, что такие вещи «на коленке» не делаются, и опять наступили на известные грабли. На мой взгляд, Министерство финансов проводит в этом плане абсолютно необдуманную и даже ущербную налоговую политику. Наша экспертная группа сейчас работает над новыми подходами в регулировании предпринимательской деятельности. Надо менять поведение госорганов по отношению к ней в налоговой отрасли, экологической, сельскохозяйственной, промышленной, энергетической и других.
Одно из новшеств – введение экспериментального правового режима в сфере предпринимательства. Что он означает? Если вы, господа чиновники, хотите либо ужесточить требования, либо ввести новые, то обязаны вначале провести эксперимент на определенной территории с ограниченной группой в какой-то одной сфере деятельности, опробировать, нормально идет или нет. В случае неуспеха эксперимент закрывается и никто не подвергается ни штрафам, ни ликвидации предприятий. Введение сопроводительных товарных накладных, несмотря на удобство отцифрованной маркировки, ни с кем не обсуждалось, анализ регуляторного воздействия и определение возможности внедрения не производился, – и результат налицо.
Если удастся принять закон по новым подходам, над которым сейчас работаем, то это станет невозможным. А пока приказ по введению СНТ надо постараться отменить или хотя бы перенести на неопределенные сроки. Дайте возможность людям подняться с колен, куда опустила их пандемия! Потом надо садиться и обсуждать, как вести налоговое администрирование, чтобы бизнес процветал, выплачивая положенные суммы в бюджет и не уходя при этом в тень.
Светлана СИНИЦКАЯ