Из всех выражений, лишённых какого-либо смысла, но повсеместно используемых, самым изящным, пожалуй, является фраза «борьба с пробками».
Это означает, что дорожные заторы как социальное зло нужно победить с помощью неких кардинальных мер, потому что избежать это зло уже никак нельзя, ибо оно, как погода, воле человеческой неподвластно.
В этой связи акимат Алматы предпринял ещё одну попытку одолеть неподконтрольную и стихийную напасть: для некоторых категорий граждан этой осенью вводится гибкий график, согласно которому их рабочий день будет начинаться теперь не в 9:00, а в 8:30. А перерыв на обед вместо часа будет полтора часа.
Предлагается также разделить режим работы учебных заведений: одним начинать в 8:00, а другим в 10:00. То есть главным проблемным моментом утреннего времени определено время 9:00, когда все устремляются кто куда, и из-за этого на многих алматинских магистралях на несколько часов возникают эти самые пробки иногда протяжённостью по многу километров.
Судя по всему, победить эту стихию иными методами уже не представляется возможным. Автомашин в Алматы уже столько, что они превратились в реальную острую социальную проблему, и это касается далеко не только пробок, которые, по сути, в основном проблема владельцев этих самых авто.
Но самый ощутимый вред здесь не только этот, а отравление алматинского воздуха, о чём давно всем известно. И внедрение электротранспорта, расширение метро тут ничего не меняет, ситуация усугубляется с каждым месяцем, даже не с каждым годом.
Алматы – город уже тяжело перенаселённый, и процесс этот интенсивно продолжается. Также как заполнение городских улиц огромным, неуемным количеством автотранспорта. Поэтому смеем предположить, что очередная попытка акимата как-то снять остроту на автодорогах успехом не увенчается.
Задавать сугубо риторический вопрос, что же тогда делать, тоже неуместно. Давным-давно известно и что делать, и как, и чего не делать. Но не делается, а если делается, то как-то странно.
Вначале пафосно объявляется о создании, например, новой городской инфраструктуры между Алматы и Конаевым, а потом вдруг возникает проект города-спутника Алатау. Или говорится о том, что расширение городских дорог их разгрузит, но выясняется, что, напротив, поток авто там больше, и пробок тоже. И дороги кое-где начинают сужать.
Но всё же самое главное – Алматы растёт стихийно. И звучит это на первый взгляд неожиданно, ведь постоянно в акимате утверждаются какие-то планы городского развития, есть главный архитектор города, соответствующие службы. Но планы не выполняются, архитекторы к городу относятся довольно странно, а службы работают из рук вон плохо.
Поэтому участь Алматы – превращение в обычное огромное скопище безликих зданий, миллионов людей и сотен тысяч машин. Мы этот процесс наблюдаем десятилетиями, и ничего и никто не в состоянии его изменить. Даже сдвиг по времени.
Сергей ЛЕОНОВ