367

Степень смешения

Настоящий качественный напиток порою легко спутать с «жидкостью коричневого цвета»

В КОНЦЕ ПРОШЛОГО ГОДА В ИНТЕРНЕТ-СМИ, А ЗАТЕМ В ОДНОМ ИЗ ПЕЧАТНЫХ КАЗАХСТАНСКИХ ИЗДАНИЙ ПОЯВИЛАСЬ ПУБЛИКАЦИЯ О КРИМИНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ В ДУХЕ ЛИХИХ 90-Х ГОДОВ ПРОШЛОГО ВЕКА СО ВСЕМИ АТРИБУТАМИ ТОГО ВРЕМЕНИ: НАЕМНЫМ УБИЙЦЕЙ, НЕУДАЧНО ПОКУШАВШЕМСЯ НА ЖИЗНЬ НЕКОЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ, РАБОТАЮЩЕГО НА РЫНКЕ АЛКОГОЛЯ, ПОДЕЛЬНИКАМИ НЕСОСТОЯВШЕГОСЯ «КИЛЛЕРА» И С ШИКАРНЫМ «МАЗЕРАТИ». [газетная статья]

СКРОМНЫЙ ТОРГОВЕЦ АЛКОГОЛЕМ

Если верить журналисту, взявшему на себя роль разоблачителя, описанный инцидент, а именно покушение на одного из менеджеров компании по производству алкоголя, стал «вишенкой на торте» в продолжительной затяжной борьбе за товарный знак коньяка под названием «Казахстан».

Статья заинтриговала. Почему киллер, стрелявший в упор, не добился желаемого? Почему спасовало следствие, сдав журналистам имя и фамилию киллера и факт наличия у него безымянного подельника? Откуда невероятные подробности злоключений, якобы вызванные «наездом» могущественного коньячного гиганта «Бахус» на некую скромную компанию «Глобал Вайн». Наконец, что и почему изъяли (как следовало из статьи) налоговые органы у этого тихого алкоторговца? Чем связаны «ГлобалВайн» и компания «ВинАлко групп», расположенные по одному адресу?

В поисках ответов мы начали журналистское расследование и отправились по адресам, названным и не названным в статье.

Но в начале наших изысканий из открытых источников нам стало известно, что компания «Глобал Вайн» – скромный торговец алкоголем, который в 2019 году отчаянно судился с одним из трех своих владельцев, которому не только не платили дивидендов, но и к документам не подпускали. Судебный спор удивительным образом совпал с регистрацией новой компании, такого же алкодилера «ВинАлко групп», куда в качестве хозяина переместился по крайней мере один из владельцев «Глобал Вайн».

В 2020 году оборот «Глобал Вайн» сократился в разы, зато обороты «ВинАлко групп» волшебно возросли – настолько, что только что нанятый директор ездил на только что купленном «мазерати». По адресу «ВинАлко групп» находится не две, а, если верить интернету, семь компаний, странно связанных.

К слову, жертва покушения, о которой рассказывалось в упомянутой нами статье, вовсе не предприниматель, а наемный директор «ВинАлко групп», причем нанятый недавно.

Изучаем дальше. Из сервиса «Судебный кабинет» мы узнали, что судебные процессы в административных судах «Глобал Вайн» действительно вела в 2019 году, но не с «Бахусом», как утверждает автор статьи, а с различными департаментами юстиции. Компания «Бахус» участвовала в этих процессах, но в качестве потерпевшей, а представляли ее интересы юристы Алматинской юридической корпорации, к президенту которой, Виталию Воронову, мы и обратились за разъяснениями.

ПРОБКИ, КОЛПАЧКИ И УПАКОВКИ

– Виталий Иванович, расскажите о конфликте «Бахуса» и «Глобал Вайн».

– Конфликта не существовало, и вот почему. АО «Бахус» – одно из очень немногих предприятий в Казахстане, которое под названием «коньяк» выпускает действительно хороший коньяк, а не подкрашенное крепкое, скажем так, питье. Автор статьи не упоминает, что коньячного спирта, оборудования и подвалов с дубовыми бочками для производства названных им объемов коньяка в стране не существует. Наименование «Казахстан» на коньяке не является защищаемым элементом. Поэтому далеко не каждая бутылка, на которой написаны слова «коньяк» и «Казахстан», действительно содержит коньяк. Продать «как бы коньяк» можно, только маскируя их под надежные, качественные бренды: например, «БАХУС». Маскировка касается формы бутылок, этикетки и ее материалов, контрэтикетки, брендированного пояска, пробки, колпачка, упаковки.

Действующие процедуры защиты очень сложны для добросовестного производителя и, к сожалению, мало эффективны.

Закон защищает и права владельцев зарегистрированного товарного знака, и право на защиту от копирования внешнего вида. Копирование внешнего вида продукции отнесено к недобросовестной конкуренции. Защита товарных знаков – сфера органов юстиции, а вот защита от копирования внешнего вида в компетенцию юстиции не входит. Хотя принципы и методики сравнения практически схожи.

– Можно ли защититься от копировщиков?

– Достаточно сложно. Добросовестный производитель должен сам выявить в магазинах продукцию с обозначениями, откровенно схожими с его товарным знаком, которые способны ввести потребителя в заблуждение относительно производителя продукции. Затем образцы собственной и схожей продукции передаются специалисту, который производит профессиональное исследование на схожесть либо различие обозначений на закупленной продукции с товарным знаком компании. Если заключение специалиста подтверждает сходство знаков до степени смешения, то компания вправе обратиться с заявлением о защите прав на знак в суд либо в органы юстиции для проведения проверки. Продукция с обозначениями, сходными до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком, называется контрафактной.

Органы юстиции проводят проверку, на основании которой составляется акт проверки. Владелец продукции, признанной схожей до степени смешения с продукцией компании-заявителя, вправе обжаловать результаты проверки в судебном порядке либо добровольно изъять контрафактную продукцию из оборота. В случае если результаты проверки не обжалованы, орган юстиции составляет протокол об административном нарушении либо (если стоимость контрафакта и сумма ущерба велика) передает материалы проверки для возбуждения уголовного дела.

– Почему «Бахус» избрал мишенью именно «Глобал Вайн»?

– «Бахус» никого не избирал. ТОО Global Wine Distribution – лишь один из десятков подобных «дистрибьюшен», которые торговали продукцией, внешне почти неотличимой от продукции добросовестных производителей коньяка.

– Поясните роль заключения специалиста-эксперта в таких процессах.

– Рассмотрение материалов административного дела ведется судом. При этом в силу закона никакие доказательства (в том числе и заключения специалистов) не имеют заранее предустановленной силы для суда. Если суд сомневается в объективности заключения, он в праве назначить независимую судебную экспертизу, и именно суд выносит вердикт, есть ли факт неправомерного использования чужого товарного знака либо нет. Но и постановление суда может быть обжаловано в вышестоящей судебной инстанции. К сожалению, даже выиграв все суды, добросовестный производитель часто не достигает цели. А механизма глобальной защиты всего внутреннего рынка от контрафакта, к сожалению, не выработано.

– В статье, о которой мы говорим, упоминается и даже почти обвиняется именно такой эксперт г-жа Алаева. Что вы можете о ней сказать?

– Она один из лучших специалистов в своем деле, основной автор применяемых экспертами методик, автор учебников и пособий для специалистов по защите интеллектуальной собственности, владелица уникальных цифровых технологий в своей области. Имеет ученую степень. Кроме того, умница и очаровательный собеседник. Поговорите с ней, это интересно.

НАСТОЯЩИЙ ЭКСПЕРТ НЕ РАБОТАЕТ ПО ЗАКАЗУ

И мы поговорили. Напомним, что Гульназ Алаева – судебный эксперт, учредитель ТОО «Центр экспертизы и оценки «Паритет».

– Гульназ, что вы можете сказать о работе по заключению по обращению АО «Бахус»?

– Ко мне, как к специалисту в сфере интеллектуальной собственности, обращаются компании, судебные и правоохранительные органы. В том числе обратилось и АО «Бахус» с просьбой провести сравнительное исследование этикеток коньяка «Казахстан» разных производителей с этикетками, зарегистрированными для коньяка производства АО «Бахус», на предмет их схожести до степени смешения, для получения объективного независимого вывода.

– А для чего вообще проводятся такие исследования?

– Каждый добросовестный производитель заинтересован в том, чтобы потребитель отличал его продукцию от аналогичной продукции других производителей. Для этих целей служат товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров.

Иногда входящие в рынок производители могут случайно использовать знак, похожий на уже зарегистрированный. А иногда недобросовестные производители стараются придать сходство своему товару с качественными товарами конкурентов. В обоих случаях нарушаются права владельца зарегистрированного товарного знака – объекта интеллектуальной собственности.

Для обеспечения эффективного функционирования права в этой сфере существует экспертная система, состоящая из экспертов и специалистов в области интеллектуальной собственности.

– Прокомментируйте, пожалуйста, следующее утверждение автора публикации: «По сути, любой желающий, как и Гульназ Алаева, может зарегистрировать на себя фирму, назвать ее, например, «Самая точная экспертиза во вселенной» и выдавать справки – к примеру, о схожести этикеток «до степени смешения».

– Чтобы это утверждение стало действительно правдой, следует отметить, что это должен быть специалист с высшим образованием, желательно ученой степенью, ученым званием, владеющий судебно-экспертными методиками, успешно прошедший требуемые правовые и квалификационные процедуры получения государственной лицензии на осуществление судебно-экспертной деятельности, в том числе и по исследованию контрафактной продукции, на основании которой он может выдавать заключения эксперта или специалиста по исследованию товарных знаков.

– Автор утверждает, что все проблемы ТОО Global Wine Distribution возникли «...из-за бумажки, подписанной руководителем частной компании». Это действительно так?

– Заключение специалиста хоть и важный этап, но лишь один из шагов в процессуальных действиях о защите товарных знаков. Окончательное решение принимает суд после изучения материалов дела и проведения открытого судебного разбирательства с участием сторон. При этом стороны вправе обратиться к разным специалистам за получением заключения, ходатайствовать перед судом о назначении судебной экспертизы – как лицензированным экспертам, так и экспертам государственного органа судебной экспертизы.

Непосредственно в судебном процессе реализуется принцип состязательности и равноправия сторон, в силу которого судом одинаково изучаются и оцениваются заключения различных специалистов, которые полноправно могут представить стороны для вынесения итогового справедливого судебного решения, которое имеет преюдициальное значение.

– Удалось ли вам защитить товарные знаки «Бахуса»?

– Специалист или эксперт не защищает знаки, он их исследует в соответствии с поставленной задачей и предоставляет заключение органу или юридическому лицу, обратившемуся за проведением исследования. И его профессиональное мнение как специалиста или эксперта должно быть важно для обеих добросовестных сторон, которые хотят подчеркнуть уникальность своей продукции в массе однородных товаров и защитить качество своей продукции.

А как защитить свою торговую марку, мы обязательно выясним, так как наше расследование, судя по всему, еще далеко до завершения. Так что – продолжение следует.

Айдар ЕРМЕКОВ

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество