Как мы все знаем, коррупция в системе государственных закупок приводит к колоссальным потерям для любой страны, причём потери эти не только финансовые, но и экономически негативно влияют на всю систему страны [газетная статья].
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
История развития казахстанской системы госзакупок началась в 1998 году, когда был принят первый закон Республики Казахстан «О государственных закупках», который состоял из трех глав, а количество статей составляло 30. При этом было только два способа осуществления государственных закупок: 1) конкурса; 2) закупок из одного источника.
После 2007 года количество способов осуществления государственных закупок в законе увеличилось до пяти. Были предусмотрены новые способы, такие как запрос ценовых предложений, на аукционах и через товарные биржи.
В рамках формирования электронного правительства была создана информационная система «Электронные государственные закупки», которая была введена в опытную эксплуатацию в октябре 2007 года, а с 1 января 2010 года уже заработал портал государственных закупок в Казахстане.
В своем послании народу Казахстана глава государства Касым-Жомарт Токаев отметил, что необходимо выстроить качественно новую систему государственных закупок, где в приоритете должно быть качество закупаемых товаров и услуг, а не минимальная цена.
Одним из основных приоритетов государственной политики являются верховенство закона, правовое государство, а также противодействие коррупции во всех ее проявлениях.
В этой связи для реализации данных подходов необходимо принять новый закон «О государственных закупках», а также перевести закупки государственных и квазигосударственных закупок на единую платформу.
Правительству совместно с агентствами по противодействию коррупции и финансового мониторинга было поручено кардинально изменить подходы к регулированию закупок государства и квазигосударственного сектора, включая систему государственного контроля в этой сфере.
ВСЁ ПОД КОНТРОЛЕМ
Существующая система государственных закупок за все время формирования претерпела значительные изменения. Так, на сегодняшний день Министерством финансов РК обеспечена максимальная прозрачность и открытость государственных закупок через автоматизацию бизнес-процессов. Все закупки и их процедуры, начиная от планирования и заканчивая оплатой, переведены на электронный формат в 100% форме. То есть полная автоматизация открыла доступ общественности ко всем процедурам госзакупок, в том числе к процессу обжалованияи контроля.
Организация и проведение вышеуказанных государственных закупок осуществляется единым организатором на основании предоставления заказчиком задания на казахском и русском языках, содержащего следующие документы: заявку заказчика на проведение конкурса с указанием кандидатур из числа представителей заказчика для включения в состав конкурсной комиссии, утвержденной первым руководителем заказчика проект квалификационных требований, техническую спецификацию, проект договора и состав экспертной комиссии либо эксперта в случае ее создания (привлечения). Вместе с тем в конкурсных документациях заказчиков, направляемых в адрес комитета, запрещается установление квалификационных требований, ограничивающих участие потенциальных поставщиков, но зачастую эта норма не соблюдается.
КАК МИНИМИЗИРОВАТЬ РИСКИ
Основными причинами возвратов заявок на доработку является несоответствие документов установленным правилам проведения электронных государственных закупок (отсутствие приказов на утверждение технических спецификаций, проекта квалификационных требований, проекта договоров, документы привлекаемого независимого эксперта), установление квалификационных требований в технической спецификации, установление не администрируемых, завышенных квалификационных требований.
Таким образом, комитет, рассматривая заявки уже на первоначальном этапе, выявляет ограничения в документациях, предоставляемых заказчиками, тем самым предоставляя равные возможности для участия в закупках всех потенциальных поставщиков, расширяя конкурентную среду.
Одной из задач комитета является ведение электронного депозитария, где хотелось бы отметить, что «электронный депозитарий» в процессе государственных закупок – совершенно новое направление, введенное в 2019 году (с марта 2020 года функция была закреплена за комитетом, в последующем, в 2021 году, передана в департаменты казначейства).
В целях минимизации коррупционных рисков, а также исключения фактов предоставления потенциальными поставщиками недостоверной информации по опыту работы МФ принято решение о создании электронного депозитария, то есть электронной базы всех документов, подтверждающих опыт работы.
Одним из наиболее подверженных коррупционным рискам в сфере государственных закупок является расчет условных скидок за наличие опыта работы, что является основным критерием выбора поставщика по крупным закупкам (работы в сфере СМР). Поэтому большинство фактов манипуляций осуществлялись именно с документами, подтверждающими опыт работы.
ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ
С момента начала формирования депозитария Министерством финансов проделана колоссальная работа по формированию методологической базы и постановки задач для АО «ЦЭФ» по разработке и последующих доработок модуля «Электронный депозитарий», постепенно в целях улучшения и упрощения менялись подходы по наполнению базы данных.
Заявки потенциальных поставщиков распределяются автоматически, рандомно (исключает коррупционные предпосылки) между территориальными органами казначейства и рассматриваются ими в течение десяти рабочих дней, тем самым и по результатам принимают решения о подтверждении или отказе в подтверждении.
Необходимо отметить, что достоверность сведений финансируемых за счет бюджетных средств по строительно-монтажным работам до 1 января 2014 года определяется на основе подтвержденных запросов уполномоченного органа, осуществляющего функции в области архитектуры и градостроительства, заказчика и (или) собственника, а достоверность сведений с 1 января 2014 года определяется на основе данных органов казначейство.
Достоверность сведений финансируемых за счет внебюджетных средств по строительно-монтажным работам определяется на основе подтвержденных запросов уполномоченного органа, осуществляющий функции в области архитектуры и градостроительства, заказчика и (или) собственника.
Достоверность сведений по проектированию определяется на основе сведений информационной системы государственной экспертной организации, которая синхронизирована с порталом государственных закупок или писем аккредитованных экспертных организаций. Также акцентирую внимание, что во избежание коррупционных рисков была внедрена трехуровневая система подтверждения сведений в казначействе от специалиста до руководителя ДК. Окончательное решение по подтверждению сведений принимает руководитель департамента.
ИСКЛЮЧИТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
На сегодняшний день сведения с электронного депозитария позволяет автоматически рассчитывать опыт работы потенциальных поставщиков и исключать коррупционные риски, в том числе связанные с предоставлением недостоверной информации.
Единственным условием исключения коррупции в закупках является исключение человеческого фактора в процессе выбора поставщика. В этой связи в законе был внедрен и предусмотрен новый способ закупок в виде конкурса с применением рейтинговобалльной системы (введен в действие 1 июля 2022 года согласно приказу министра финансов РК от 18.01.2022 года №46).
Этот способ закупок предусматривает полное исключение человеческого участия в процессе госзакупок и осуществляется без конкурсной комиссии. Посредством широкой интеграции электронной системы госзакупок веб-портал государственных закупок автоматически присваивает потенциальным поставщикам соответствующие баллы.
На основании наибольшего количества баллов с комбинированием ценовых и качественных критериев веб-портал госзакупок автоматически определяет победителя конкурса.
Резюмируя тему противодействия коррупции в госзакупках, комитетом казначейства и его территориальными органами будет продолжена работа по совершенствованию организации и проведения централизованных государственных закупок, а также формированию электронного депозитария в целях минимизации коррупционных рисков, используя все вышеуказанные способы и меры по борьбе с ней, мы определенно сможем добиться высоких результатов в этом направлении, так как в новом Казахстане не должно быть места коррупции в любых ее сферах проявлениях.
Жанат Сапарова, заместитель председателя комитета казначейства Министерства финансов РК