В судьбе художницы Галины Ордынской-Мещеряковой, как в капле воды, льющейся вольным водопадом с горных круч, отразилась история многих этносов нашей республики, что ныне зовутся народом Казахстана [газетная статья].
Дед Галины – известный в украинском городе Херсоне купец польского происхождения. После революции и Гражданской войны был выслан с семьёй в Казахстан. Отец Николай Семёнович – участник Великой Отечественной войны. Мать Тамара Георгиевна – ветеран трудового фронта, в войну работала на заводе.
Галина родилась в Алма-Ате, в одном из самых интернациональных городов Казахстана. В детстве в журнале «Вокруг света» она прочитала статью о жемчужине Карпат Гуцульщине, иллюстрированную фотографиями горцев в удивительно красивой одежде, и влюбилась в этот край. И потому после школы поступила в Косовское художественное училище прикладного искусства на Западной Украине: вначале – керамика и декоративная скульптура, а со второго курса перешла на отделение металла – чеканка и ювелирные изделия (работа с серебром).
Жила она на квартире, перенимая у местных жителей гуцульский диалект. Также Галина снялась в массовке в двух знаковых фильмах советского кино: «Тени забытых предков» Сергея Параджанова и «Белая птица с чёрной отметиной» Леонида Осыки, основанных на гуцульском материале.
«Директор училища Дмитрий Лазаряк прививал нам интерес к истории и к культуре других народов, – рассказала нам Галина Ордынская-Мещерякова. – Лучших учеников, досрочно сдавших экзамены, он экскурсионными автобусами отправлял в города Украины и Прибалтики. Особенно запомнился Таллинн, где нам пришлось жить в кельях бывшего Доминиканского монастыря, где было расположено Эстонское декоративно-прикладное училище. После окончания училища я как мастер-художник получила распределение в Одессу. Но поменялась с сокурсником и вернулась в родную Алма-Ату. Начала работать на фабрике «Сувенир», а параллельно занялась самообразованием, штудируя историю искусства».
Благодаря этому уже через год Галина ушла работать в торговую рекламу, трудилась в ЦУМе. Оформляла международную конференцию ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) в Алма-Ате. Развивала творчество, работая в магазинах «Детский мир», «Балдырган» и «Малыш».
Затем она перешла в объединение «Ткани». А потом работала дизайнером производства на Алма-Атинском хлопчато-бумажном комбинате, от котрого сейчас, увы, остались лишь воспоминания. Ее способности на комбинате сразу заметили и на полтора месяца направили на переподготовку в Москву. В итоге Галина переквалифицировалась в художника тканей. Её разработки оценили в Чехословакии, Венгрии, Франции.
«Я посвятила АХБК десять лет своей жизни, – рассказывает Галина. – Но затем ушла в мир гобелена. С 1982 по 1998 год создавала свои работы в этой технике, теперь многие из них находятся в частных коллекциях 18 стран Азии, Европы и Америки. Я также занялась живописью. С 1986 года провела 12 персональных выставок. Это графика и акварель, масло и гуашь, акрил и темпера».
А ещё Галина пишет стихи – глубокие и духовные. И связано это с новым периодом в её творчестве, когда Галина Николаевна начала писать фрески. Да, те самые – наследие древнерусского зодчества, когда картины пишутся водяными красками по свежей сырой штукатурке.
«Всё началось с 2001 года, когда в Казахстан приезжал Папа Римский Иоанн Павел II, – призналась Галина. – Я подарила ему фреску «Единство религий». Он, возложив на мою голову руку, сказал, что у меня чистая энергетика».
Понтифик не ошибся. Силы, данные Галине Николаевне свыше, спасли её от, казалось, безнадёжной онкологии. Они также позволили ей вытащить после инсульта мужа. Её фрески словно откровение свыше. Говорят, что они приносят удачу, но главное – они учат человечности.
Андрей ЧЕРНЕНКО