Одному из ведущих фотографов Казахстана Валерию Коренчуку исполнилось уже 83 года. Он по-прежнему бодр, активен и готов пройти немало километров в поисках удачного кадра [газетная статья].
Президент фотоклуба «Медео», член Союза кинематографистов Казахстана, «Платиновый экселенс» по версии Международной федерации фотографического искусства (FIAP) Валерий Дмитриевич Коренчук стал мэтром отечественной фотографии благодаря счастливому случаю, но весь его дальнейший творческий путь уже был неслучайным и логически связанным с долголетием.
Коренной алмаатинец, родившийся 10 сентября 1940 года, изначально собирался стать инженером: ходил в кружок «Умелые руки» при судомодельной лаборатории. Первая попытка покорения Ленинграда не удалась – пошёл на завод имени Кирова в АлмаАте учеником токаря. Спустя год поступил: сначала на приборостроительный факультет, затем перевёлся на факультет по производству морского оружия.
Отучившись четыре года, возвратился в Алма-Ату на завод им. Кирова заниматься производством торпед. Целеустремленность, страсть к учебе и умение менять род деятельности также стали залогом его активного долголетия. Валерий Коренчук увлекся журналом «Чехословацкая фотография».
Отработал три года на заводе и поступил на факультет журналистики КазГУ им. Кирова, активно изучал русскую филологию. Затем поступил на Высшие курсы режиссёров и сценаристов при ВГИКе (Всесоюзном государственном институте кинематографии) в Москве. Продолжал заниматься фотоискусством, в итоге его фотоработы появились в Музее фотоискусства Франции. А дипломной работой стал фильм «Попутчики» по его сценарию.
Вернувшись в Алма-Ату, вначале он попал на телевидение, а оттуда – в телепрессагентство при «Казторгрекламе». Позже перешёл работать в издательство «Жалын» и вступил в фотоклуб «Медео», открывшийся в 1965 году в Алма-Ате. Этот фотоклуб до сих пор остается главным делом его жизни. Он вдохновляет и дает силы.
На исходе перестройки, в 1989 году была создана Всесоюзная фотографическая ассоциация. Но тут развалился СССР, и на 10 лет вступление в Международную ассоциацию фотографического искусства пришлось отложить. В 2000 году международные правила изменились, что дало возможность фотоклубу «Медео» вступить в FIAP. К тому времени Валерий Коренчук был уже признанным мастером фотоискусства, имея в копилке золотую медаль с фестиваля «Злато око – 77» в Югославии, премии чехословацких фотоконкурсов. А в рядах FIAP он последовательно прошёл путь от звания экселенса через бронзовый, серебряный, золотой, платиновый уровни. Высшей его заслугой является алмазный. Он награждён также специальной золотой медалью США, не считая пяти золотых медалей с американских фотовыставок, золотой медалью ЮАР, золотой медалью Сербии в городе Новий Сад, двух премий Чехии. Последней по времени наградой является золотая медаль с международной фотовыставки в Киеве в 2023 году.
Валерий Коренчук основал фотоконкурс «Золотой объектив Алматы», которым руководит уже 20 лет. В 1995-2015 годы его фотоклуб «Медео» был единственным в Казахстане, где продолжали развивать и приумножать фотоискусство. Сейчас фотоклубы возродились в Караганде, Темиртау, Усть-Каменогорске.
«Фотоискусство – это не просто пища для ума и отдохновение души, – говорит Валерий Коренчук. – Это постоянная самодисциплина, когда и в снег, и в дождь, и в зной фотомастер выходит на улицу, чтобы запечатлеть повседневную жизнь, найти в ней необычные ракурсы и жанровые сценки. Ум фотографа пребывает в постоянной работе, глаза пытливо вглядываются в окружающую среду, присутствует, что называется, творческий кураж. Поэтому мне некогда думать о возрасте, ведь я постоянно нахожусь в творческом поиске».
Андрей ЧЕРНЕНКО. Фото из архивов Валерия КОРЕНЧУКА